«Девушка из Дании»: почему Леонардо Ди Каприо не получит «Оскар»

Новости ТВ-шоу
Наталья Луста

Наталья Луста

fashion-редактор


Церемония «Оскар 2016» состоится только 28 февраля, но уже объявили номинантов и, пока Кейт Уинслет требует «Оскара» для Лео , мы делаем ставку на « Девушку из Дании ». Почему трансгендерная драма о безусловной любви и свободе  – это, без сомнения, один из самых красивых и важных фильмов последних лет?

ЧИТАЙ ТАКЖЕ - Кино и мода: самые знаковые наряды кинематографа

Мировая премьера картины «Девушки из Дании» состоялась еще на Венецианском фестивале, где публика приветствовала картину десятиминутной овацией. Режиссер – Том Хупер, известен по экранизации «Отверженных» и картине «Король говорит!», в 2011 году получивший четыре «Оскара» в номинациях «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль», «Лучший оригинальный сценарий» и «Лучшая режиссерская работа». В общем, у Лео есть серьезный повод поволноваться.

Related video

Выражаясь словами из поисковика, «Девушка из Дании» – это история первого в мире транссексуала, сделавшего операцию по смене пола (почитать о разнице между трансгендерами, транссексуалами и трансвеститами можно тут ). И сейчас мы подбираемся к основной причине, почему этот фильм может получить главную награду. Дело в том, что 2016 год может войти в историю как время прорыва сексуальных меньшинств в массовой культуре. Конечно, понимание феномена гомосексуальности и транссексуальности как разновидности нормы и раньше встречалось в высокой культуре, но никогда еще – в массовой. По крайней мере, в таком ключе: раньше трансвеститы и транссексуалы удостаивались разве что комедийных эпизодических ролей. Напомним, что в прошлом году впервые  трансгендерная женщина Кейтлин Дженнер попала на обложку журнала, институт цвета Pantone объявил главными цветами 2016 года розовый и голубой – в знак размытия гендерных стереотипов и толерантного отношения к ЛГБТ-сообществу, а Алессандро Микеле бросил вызов «новой женственности», создав « новую мужественность » и одинаковые прозрачные блузы с бантом для мужчин и женщин, а в Амстердаме  парни надели мини-юбки .  «Девушка из Дании» рискует стать таким же эпохального значения фильмом, как в свое время «Горбатая гора».

Сюжет повествует о датской супружеской паре художников – Эйнаре (Эдди Рэдмейн) и Герде Вегенер ( Алисия Викандер ). Герда рисует портреты, Эйнар – пейзажи; она эмансипированная и независимая, он – мягкий и застенчивый. Впоследствии ее любви «хватит им двоим с головою», а пока что Эйнар с кроткой улыбкой рассказывает, как Герда носит юбки выше положенной длины – видны щиколотки, и как она сама пригласила его на свидание. Неслыханная смелость для молодой девушки того времени! Тут надо заметить, что круг общения героев – это богема Копенгагена, передовые люди, свободные и раскрепощенные, лишенные буржуазных предрассудков и увлеченные идеями коммунизма, феминизма и модернистским искусством.

ПОРТРЕТ ЛИЛИ, ГЕРДА ВЕГЕНЕР

Впрочем, супружеское блаженство длится недолго. Однажды Герда просит Эйнара попозировать ей в женской одежде, чтобы она успела в срок написать портрет подруги. Тот соглашается, и с удивлением и ужасом обнаруживает в себе пробуждение женщины. Словно впервые получив дар осязания, он с наслаждением и трепетом гладит атлас платья, впивается подушечками пальцев в шелковое полотно чулок и в конце концов со стыдом крадет ночную сорочку жены. Так появляется Лили, альтер-эго Эйнара и муза Герды Вегенер, сделавшая ее знаменитой художницей. В 1908 году благодаря портретам Лили Герда выиграла конкурс «Образ современной женщины», объявленный датской газетой «Politiken».

И тут начинается самое интересное: кровь из носа как символическая потеря девственности Лили (впоследствии Эйнар испытывает ежемесячные боли в животе и носовые кровотечения, которые соотносит с менструацией), заигрывания с бисексуальной природой человека и странный любовный треугольник Лили-Эйнар-Герда, в котором Герда, будучи сначала совсем не против женственной стороны мужа, в итоге начинает ревновать Лили к Эйнару. Чем больше места занимает Лили в отношениях пары, тем более женственными становятся костюмы Эйнара, а его лицо неуловимо меняется.

На протяжении 119 минут хорошо одетые герои страдают убедительно и проникновенно, словно не замечая своей красоты. Впрочем, давно известно, что страдать в хорошо сшитом костюме получается намного эффектнее. Скажем только, Ив Стюарт номинирован на «Оскар» от «Девушки из Дании» как лучший художник-постановщик, а директор по костюмам картины – Пако Дельгадо – удостоен номинации «Лучший дизайн костюмов». За грим отвечал Ян Сьюэлл, а работа по созданию образа Эйнара началась еще несколько лет назад.

Когда герой Редмэйна впервые появляется на экране, он одет в тяжелый, немного неуклюжий темный костюм в полоску, из-под которого робко выглядывает краешек воротника накрахмаленной до скрипа рубашки – типичный образ датчанина 1920-х, хотя на самом деле начало сюжета развивается в середине 1910-х годов. Костюм подчеркивает: Эйнар, еще не осознавая этого, чувствует себя в мужском теле неловко и странно. Другое дело, что в образе Лили он выбирает подчеркнуто легкие, струящиеся наряды, а потом и вовсе переходит на розовые рубашки, брюки свободного кроя и галстучные платки, которые хочется носить немедленно и, уж простите за неуместные ассоциации, и в хвост, и в гриву.

«Я долго изучал наряды Lanvin того времени, расслабленный стиль которых идеально подошел для картины», – рассказывает Дельгадо. Костюмы Герды вдохновлены новаторским творчеством Коко Шанель тех лет, а эксцентричная подруга Герды, которую сыграла молодая жена Джонни Деппа Эмбер Херд , одета по архивам костюмов самого Поля Пуарэ: драпировки, зауженные книзу юбки, восточные тюрбаны и русские мотивы.

Для победы на Оскаре 2016 в «Девушке из Дании» сложились все составляющие: талантливая игра Эдди Редмэйна, своевременность заявленной темы и красота, воплощенная в костюмах и людях, их носящих. Но за всеми этими наслоениями скрывается простая, банальная, набившая оскомину истина: «Девушка из Дании» – это, в первую очередь, история о любви. Любви в ее чистом виде, которая не имеет никакого отношения к хромосомам, гениталиям и цвету мужского костюма, даже если он нежно-розовый.