Как покорять вершины: хрупкая 24-летняя Анастасия Зайцева рассказывает о восхождении на Айленд-пик (тренировочная высота перед Эверестом)

Все праздники

«Пересматриваю фотографии, и сама не верю, что мне это удалось...» - рассказывает Анастасия Зайцева, телеведущая и тревел-блогер. Настя обожает путешествовать. География ее поездок распространяется от Европы и Америки до стран азиатского региона. А ее последнее экстремальное восхождение в Гималаях расширило границы ее достижений до высоты более 6 тис. м. Сегодня Анастасия рассказывает, как готовиться к подобным приключениям, о чем надо знать и помнить, про страхи и сложности, и, конечно, про эмоции, которые забыть невозможно, как и фотографии неприступно-гордых заснеженных Гималаев...

Я взошла на Айленд-пик – это тренировочная точка перед восхождением на гору Эверест . Это вершина ДО. По сложности есть такие же элементы, как на Эвересте: связанные между собой лестницы над проталинами в несколько десятков метров. Сначала я пошла на трекинг в горы вокруг Аннапурны, и горы, наверное, просто меня влюбили в себя. Я поняла, что хочу идти куда-то дальше. Я не знала пока, куда именно: углубляться в непальскую культуру или выше в горы. В мае прошлого года я пошла в священную Кору в Тибете, обошла ее и очистила якобы карму и поняла, что хочу выше. И тогда появилось желание взойти на Айленд-пик.
Так совпало, что даты восхождения команды, которая собиралась в этот путь, совпадали с моим днем рождения. В итоге я встретила свой день рождения в базовом лагере в минус 20, без связи и удобств. Но для меня это был своеобразный подарок самой себе – мечта!

Про физическую подготовку

Related video

Так получилось, что в детстве я была освобождена от физкультуры и не занималась спортом вообще. Начала активно прокачивать свою физическую форму во взрослом возрасте. Возможно, отчасти из-за этого мне и хотелось доказать себе, что я это могу.

Но в целом, это очень индивидуально. Есть люди крепкие, которые могут без существенной физподготовки пойти в горы. Но должен быть опыт нахождения на высоте. Сначала рекомендуют побыть на 5 тысячах метров, посмотреть, как организм реагирует. Горы – не для всех. Иногда и крепкие люди разворачиваются и идут обратно из-за горной болезни. У нас в группе одному парню пришлось вернуться из-за этого.

Это сильно зависит от образа жизни. Конечно, курильщикам очень тяжело – ребята, которые шли с нами, они практически задыхались. И людям с лишним весом тоже тяжелее, потому что вес на высоте ощущается гораздо сильнее. Даже небольшой рюкзачок на спине ощущается очень сильно, потому что каждый шаг дается с трудом. Тем, кто курит, я рекомендовала бы перед отправлением в горы, оставить курение. Я, кстати, знаю примеры, когда люди бросили перед восхождением, а потом и, к счастью, не вернулись к этой привычке.

Когда планировать

В Гималаях есть два благоприятных сезона для восхождения: это осень (октябрь-ноябрь) и весна (в мае чаще всего). Мы были в ноябре под закрытие сезона, и веревки уже были достаточно потрепаны, потому что альпинисты идут и кошками цепляют постоянно.

Тренировки

Сейчас у меня уже есть удостоверение альпиниста, но до этого я не занималась серьезно этим видом спорта. Я ходила в горы на трекинг, но это совершенно другая история. Ты ходишь как турист, а по скалам – это уже как альпинист.

У меня был определенный уровень подготовки, я дважды была в Гималаях, была в Тибете. Альпинистским основам научил Сергей Бершов – это заслуженный альпинист Украины, харьковчанин. Он совершил ночное восхождение на Эверест и впервые в мире покорил южную стену Лхоцзе (8516 м) – самый сложный в мире высокогорный маршрут. После него никто этот подвиг так и не смог повторить.

Я готовилась вплотную несколько месяцев. Восхождение было в ноябре – с сентября я начала активно бегать, до этого просто занималась в зале. Я в основном делала кардионагрузки – это самый лучший способ подготовиться к горам. Кто-то занимается боксом , а я бегала и занималась в зале. Перед восхождением бегала каждый день по 8 км на улице.

Мы много тренировались уже на месте, в частности идти по веревке (на жумаре — это специальное приспособление для подъема по веревке). Намного эффективнее учиться правильно идти и перестегиваться в реальных условиях: и морально, и уже не говоря про климат.

Старт

Мы прилетели в один из самых опасных аэропортов в мире – это Лукла. Это маленькая узенькая взлетная полоса. Ты летишь в горах, и неожиданно начинаешь приземляться.
Для того, чтобы приземлиться у пилота всего один крохотный шанс – узкая короткая полоса спрятанная среди горных ущелий не дает возможности зайти на второй круг. Мы даже шутили, что самый страшный момент восхождения – это посадка самолета (смеется). Но по-другому туда не добраться.

Мы останавливались в лоджах – это домики с очень простенькими условиями, часто больше, чем 2 человека в комнате, просто кроватки и всё.

Потом у нас был плавный набор высоты. Самая важная часть успешного восхождения – это плавная акклиматизация. Если резко начать, то можно и резко сойти с дистанции. Важно делать аклиматизационные выходы: оставляешь вещи и идешь в горы, резко набираешь высоту и спускаешься. Таким образом, организм аклиматизируется и восстанавливается. И обязательно делать остановки в пути. Мы сидели и по две ночи на высоте, чтобы привыкнуть.

Где-то полторы недели у нас занял аклиматизационный период до непосредственного восхождения. Где-то неделю мы шли до точки Кала Паттар – это очень красивое место, откуда открывается просто невозможно красивый панорамный вид на Эверест. Для основной части группы – это была главная точка, а для нас, идущих на Айленд-пик, это был тренировочный выход.

Характер и сила воли

Я очень люблю Непал и Гималаи, и вообще трекинг в горах. Это какая-то новая грань жизни, которую однажды попробовав, ты обязательно вернешься в горы. Вся повседневная суета остается где-то вдалеке, ты остаешься с самим собой, лучше узнаешь себя, испытываешь себя, узнаешь свои способности. Горы прекрасно показывают людей, проявляют самое хорошее и самое плохое. Нам очень повезло с командой – все поддерживали друг друга.

Мама, когда узнала, была категорически против, она осознавала всю опасность затеи. Кроме того, вышел фильм «Эверест» , и все мои друзья, узнав, что я собираюсь совершить подобное сильно испугались за меня. Пусть это и не Эверест, но восхождение опасное, к тому же в горах природные условия совершенно непредсказуемы, и ты можешь быть даже профессиональным альпинистом, но тебе может не повезти с погодой… В общем, все сильно переживали, но, зная мой характер, понимали, что отговаривать бесполезно.

В поход со мной шел мой молодой человек. И это было то еще испытание: проверку в горах выдержат не все отношения. Да и не каждая девушка переживет спокойно и стойко свой «бродячий» вид (опухшее лицо, не мытая неделю голова) рядом с молодым человеком. Это горный быт, это надо понимать.

Совместный подъем – это большое испытание. Вы присматриваете друг за другом постоянно, подтираете сопли, дежурите, пока у одного из вас несварение желудка. Это бытовые моменты, которые остаются за кадром. Как и «туалет» на высоте, где ты на веревке, а молодой человек тебе помогает. Горы диктуют свои условия, и здесь не до шуток и слез.

Деньги

Аренда снаряжения – около 100 долларов за 3 дня («кошки», ледорубы, каски, система и пояс). Остальную одежду нужно иметь свою. Альпинистские ботинки мы брали в аренду. У меня были обычные треккинговые, а нужны серьезные – чтобы надеть кошки.
Определенная доля расходов – пермиты (получение разрешения на трекинг – прим. авт.). В подобных странах эти туроплаты – это львиная часть госбюджета, и они соответственно требуют дорого с приезжих. Разрешение на посещение национального парка нужно оформлять заранее, можно сделать за месяц.

При восхождении на Эверест нужно оплатить еще экологический сбор – 4 тыс. долларов. Его суть в том, что ты должен принести все свои баллоны и прочие использованные элементы снаряжения, чтобы они не оставались на горе в Национальном парке. В таком случае залог возвращают. На Айленд-пик этого сбора не было, потому что на такой высоте еще не нужны кислородные баллоны.

Всё восхождение заняло около 3 недель. С собой надо брать минимум 700 долларов. Нас сильно выручали запасы еды, которые мы брали с собой (консервы, пюре, кашицы). Без страховок и амуниции сама поездка ориентировочно около 3 тыс. долларов.

Снаряжение

Трекинговые ботинки должны уже быть обязательно с подошвой Vibram. Есть несколько марок итальянских ботинок, которые предназначены для таких походов. Я пользуюсь брендом Scarpa, но это непринципиально, есть и другие хорошие. В Непале есть местные непальские версии всех брендов: и The North Face, и Marmot. У них очень хорошее на самом деле качество. Для тех, кто не может позволить себе дорогую амуницию – они могут купить ее в Катманду. Всё пошито достаточно хорошо, порой не отличить от оригинальных изделий, а цены достаточно доступны.

У меня уже бОльшая часть амуниции была. Но именно альпинистское снаряжение мы арендовали на месте – это обходится дешевле, чем везти с собой, потому что оно очень тяжелое и переплата на каждом рейсе за вес не выгодна в итоге.

Обязательно нужен, кстати, power bank для подзарядки. Потому что если и есть электричество, то… Дело в том, что местные жители на такой высоте стараются заработать на всем, что возможно, и я их понимаю. Им самим всё достается очень тяжело. Они продают даже горячую воду: набрать в термос воды стоит 1-2 доллара. Подзарядить телефон – аналогично. Связь держать с родными получалось. Именно на этом маршруте есть интернет (покупаешь карточки за несколько долларов), крайне медленный wi-fi.

Питание

У меня всегда самый тяжелый багаж, потому что я тащу с собой еду. Очень хорошо в горах идет сало, хотя я его не ем вообще. Но в горах организм очень нуждается в чем-то жирном и питательном, потому что пища совсем скучная (зачастую вегетарианские блюда на основе риса). Мясо, если завез вертолет, то есть в наличии, но бывает такое не часто. Или мясо появляется, когда закололи яка, а мясо яка есть практически невозможно, потому что оно такое жесткое, что кажется, что он умер своей смертью. С овощами такая же история. Был вертолет – есть салат из капусты .

Кроме сала, брала с собой черный хлеб и горчицу. Наш украинский натурпродукт идет в горах очень хорошо. У нас даже есть история с девушкой, которая 8 лет не ела мяса, а в горах ела сало. И мусульмане у нас ели сало.

Еще брали с собой шоколад, сухофрукты, батончики – подножный корм, потому что организм очень сильно нуждается в энергии. При восхождении я чувствовала очень сильный голод. Обычно на высоте аппетит слабый, но у меня он есть всегда, и я голодала прилично (смеется).

Восхождение

После восхождения на Кала Паттар мы встали утром и пошли в базовый лагерь. Мы шли туда целый день, и пришли к вечеру. Поужинали и легли спать около 7 вечера. Спится плохо на высоте из-за разряженного воздуха. Нам рассказывали ребята, ходившие на Эверест, что после 7 тысяч высоты вообще нет сна – просто пережидаешь. Но это очень индивидуальный момент: у кого-то болит голова, у кого-то проблемы с желудком, кто-то простужен.

Проснулись в 12 ночи. Поели и вышли в путь. Шли всю ночь, потому что штурм вершины всегда происходит в рассветное время, когда хорошая погода – не поднялся ветер. Погода в горах очень переменчива, обычно после обеда поднимается сильный ветер, и важно взойти и вернуться до этого ветреного периода. Кроме этого в обеденный период очень активно солнце, всё начинает таять, и можно куда-то ногой встрять, провалиться и т.д.

Карт не было, мы шли с местными гидами, которые знают этот маршрут, как свои 5 пальцев.

Мы шли по скалам, и это очень был опасный маршрут. Потом была площадка с обрывами, мы надели кошки и альпинистскую часть снаряжения и начался этап еще серьезнее. Я была сильно удивлена, потому что «картинка» очень отличалась от того, что рассказывали мне мои друзья, покорившие Айленд-пик. Потом я узнала уже позже от гида, что маршрут изменился из-за глобального потепления. По сложности это гораздо тяжелее, чем я ожидала, но отступать уже было некуда.

Мы стали в связку: делается для того, чтобы не потерять одного человека, который упал или поскользнулся, при помощи силы веса других участников. Альпинисты никогда не ходят по одиночке, всегда в связке. Веревка натянута, и ты чувствуешь партнера. В горах очень важно, с кем ты идешь: иногда ты доверяешь свою жизнь напарнику. Когда натяжение веревки ослабевает, нужно обратить внимание на напарника.

Самое страшное

Было очень страшно, потому что, когда только начинался путь, я увидела связанные между собой несколько лестниц над проталинами. Я еще подумала: «Хорошо, что нам не туда». Я помнила рассказы друзей и ожидала определенного маршрута. И вот мы подходим к этим лестницам, и я вторая после гида должна по ним идти. Я тогда просто не понимала, зачем я это делаю. Три узкие металлические лестницы над ущельем, связанные между собой веревками. И ты в тяжелых альпинистских ботинках с кошками должен аккуратно ступать. Да, ты на самостраховке, ты не упадешь в ущелье, но если сорвешься, то пережить это… Это был страх и ужас. И мы потом с ребятами обсуждали, что если бы мы сразу знали, что придется через это пройти, мы бы не рискнули. Как говорит, Сергей Бершов, ни одна гора не стоит человеческой жизни.

В какой-то момент я даже расплакалась, просто отказывалась понимать, зачем я это делаю. Я на самом деле боюсь высоты. Мне было очень страшно. Но произошел переломный момент: я поняла, что хочу довести это до конца. Такой у меня уже характер. И вернуться на моменте, когда началось уже самое страшное… От твоего решения зависит успех всей группы! Я бы подвела всю команду – никто не взошел.

Самое худшее, когда я захотела в туалет. Мальчики любят про это рассказывать и смеяться над моим возмущением «я же девочка, что же делать».

Самое тяжелое

Самым тяжелым был подъем по вертикальной стене. Я ожидала подъема в 4-45 градусов, но наклон был где-то 60 градусов, снизу это было похоже на вертикальную стену. Это было очень тяжело, потому что делаешь 5 шагов и отдыхаешь. Кто-то отдыхал, упершись шлемом, кто-то висел на веревке. Нам пришлось идти 180 метров по веревке – это заняло несколько часов.

Самое опасное

Горы тем и коварны, что поднявшись на вершину, надо с нее и спуститься. На вершине, сделав быстро пару фотографий, мы напоминали друг другу, что расслабляться еще рано. И когда начался спуск с гребня, начал подыматься сильный ветер, меня и гида сдуло ветром. Просто сбило с ног. Гид, как и я, весом в 50 кг. Я очень сильно испугалась, запаниковала. Гид начала мне быстро что-то объяснять, что падать надо на другую сторону, и начал меня перетягивать. А там обрыв в один км, и я думаю, да какая уже разница, в какую сторону падать. Оказывается, это было для того, чтобы мы не натягивали веревку в разные стороны. Это был конец сезона, и надо было следить, чтобы веревка не порвалась. У меня дрожали руки, и это было очень страшно. После этого момента я не сильно хочу снова в горы. Возможно, это забудется и потянет снова.

Вершина, вышиванка и спуск

На вершине мы провели несколько минут, за которые я успела надеть вышиванку и сделать фото с флагом.

Вышиванку я купила во Львове – она сделана вручную львовскими мастерицами. Когда я ее покупала, я подумала, что было бы здорово ее надеть на вершине. Это была очень опасная затея, потому что вершина – это острый пик. Там нет места для «разгуляя», мы даже не могли толком сфотографироваться, уже не говоря о том, чтобы переодеться. Это всё происходило в считанные минуты и было большой неожиданностью для гида (смеется). Времени в обрез, мы сделали групповое фото, и тут я при сумасшедшем ветре снимаю пуховик и начинается дикий процесс одевания вышиванки. Он не понял, что происходит и уже думал, что надо меня снимать с горы вертолетом (смеется). Но потом оценил задумку. Фотографии получились очень красивые! Правда, я так торопилась, что даже забыла приспустить баф, чтобы показать лицо. На фото теперь непросто доказать, что тело в оранжевое касочке – это я.

Все спустились благополучно. В лагерь мы вернулись, когда уже стемнело. Спускались весь день, было очень тяжело, большая нагрузка на колени. По возвращению очень сильно хотелось есть. Ребята сразу попадали спать. Заходит гид, все спят, а я одна ем макароны. Очень хотелось связи с родными, чтобы успокоить их и услышать поздравления.

Как пережить адский холод

Холод – сильное испытание. Я очень теплолюбивая, и все, кто меня знает, просто в шоке, как я на это решилась. Холодно в палатке было жутко. У меня был теплый спальник, я еще подстелила свои пуховики, но тяжело было уснуть, потому что от земли несло холодом, и просто мерзла и не могла уснуть.

Чтобы не отморозить пальцы рук и ног, альпинисты берут с собой химические грелки. Очень важно еще просто шевелить пальцами на протяжении всей дороги. Нос дышит в теплом бафе – специальная повязка на лицо. Глаза защищены специальными очками. Главное – это пальцы. После спуска было легкое онемение, но это обычное явление.

Алкоголь категорически противопоказан на высоте более 2 тыс. метров. Есть люди, которые выпивают и на высоте 8 тыс. метров (высота, на которой летают самолеты), но зачастую эти люди и бегают по 10 км каждый день. Я отношу себя к обычным людям, поэтому я не рисковала. Лучше всего согревает имбирный чай и хорошая компания.

Обязательно важно правильно дышать при аклиматизации: всегда через баф. Кажется, что ярко светит солнце, и тепло, но воздух очень холодный, и многие так простудились. Плюс там везде блестит земля – это слюда, которая может осесть на твоих дыхательных путях, если не дышать через баф. Лучше брать несколько бафов, чтобы можно было их менять. Стирать там негде – в гималайских реках такая вода, что пальцы коченеют моментально.

Одежду брала самую теплую, конечно: термобелье, флис, кофта из полартека (специальный материал Polartec, который работает на теле, как термос), пару пуховиков, балаклава (голова мерзнет сильно), несколько бафов, теплая шапка из шерсти яка. И в множестве пакетиков у меня была с собой вышиванка. Почему миллион пакетиков? Потому что вещи там сильно пылятся.

Косметика

Очень сильно нужен жирный крем для рук . Я меня были сильные раны на пальцах, прям потрескались руки, были сильные трещины от холода и сухости. Конечно, девушкам нужен сухой шампунь , потому что помыть голову не всегда есть возможность. Например, я позволила себе такую роскошь и сушила потом над печкой весь вечер, потому что электричества не хватает даже на крохотный дорожный фен. Еле хватает, чтобы зарядить мобильный телефон.

Обязательно брать с собой:

Опытные альпинисты не идут в душ – можно очень быстро простыть. А это значит, что «прощай, мечта и деньги». Как бы не было тяжело, нужно грязь эту перетерпеть. Кстати, какими бы не были грязными и пыльными люди внешне, они очень чистые внутри, потому что горы – это лакмусовая бумажка человеческих качеств.

Аптечка и медстраховка

Аптечка вообще очень важна. Обязательны средства для желудка, потому что гигиена оставляет желать лучшего. Важно брать с собой спреи для горла, потому что воздух очень холодный, и часто кашель, сухость в горле. Советую также брать пробиотики, потому что питание оставляет желать лучшего.

Должна быть страховка. Мы уже спустились на Намче-Базар на 3500 м (это крупная деревня, где альпинисты после восхождения отдыхают), и здесь меня внезапно «положила» какая-то инфекция. У меня не было сил идти дальше, выручила именно страховка. Я была спасена вовремя. Очень важно заранее перечитать условия страховки, чтобы в нее была включена эвакуация вертолетом из горных районов, потому что самостоятельно оплачивать очень дорого. Мой вертолет стоил приблизительно около 4 тыс. долларов. Он может стоить и 8 тыс. долларов, исходя из района.

Меня доставили в госпиталь в Катманду, обследовали и всё закончилось благополучно. За всё восхождения я выпила только таблетку аспирина, который надо брать с собой обязательно – он хорошо разжижает кровь.

Эверест

Фильм Эверест достаточно правдоподобный. Но когда они находятся на высоте более 6 тыс. метров и спокойно говорят друг с другом без отдышки, то это не совсем так. На таких высотах тяжело просто произносить слова, не говоря об общении. Коммуникация, в основном, происходит при помощи жестов, потому что сказать просто слово – это уже трата сил.

На Эверест я «поглядываю» со смешенными чувствами. Я за то, чтобы ходить в горы с удовольствиями. Есть и другие люди, которые гонятся за высотой, регалиями. Мне важно, чтобы еще было красиво. Есть, например, гора Килиманджаро, но вокруг одним камни и нет и близко такой красоты, как в Гималаях. Я не настолько люблю альпинизм как спорт. Я иду в горы ради красоты вокруг.

О себе

Я немножко катаюсь на лыжах, немного ныряю с аквалангом, прыгала с парашютом (всего лишь 1 км, без свободного падения, но сама, без инструктора). Мне 24 года. Я активно начала путешествовать с 18 лет. Очень хочется в Новую Зеландию. У меня было две страны-мечты: Исландия уже сбылась, теперь мысли про Зеландию. Еще сильно манит Монголия, Индия. Я больше люблю природу, чем города. Недавно, правда, с мамой посетили замки Германии , я сама проехала за рулем 4500 км за 10 дней, как дальнобойщик (смеется). Я хорошо планирую маршрут, часто друзьям помогаю. Расходы зачастую мои, часть – мой молодой человек.

Я веду блог о своих путешествиях, очень хотелось бы где-то выступить с рассказом о Непале, потому что это магическое место, место силы. И те трудности все преодолимы. Горы очень сильно меняют людей, ты возвращаешься другим человеком. Я уже изменилась так сильно, мое мировоззрение… На многие вещи смотришь более снисходительно, сквозь пальцы, вся суета кажется такой мелочной…