Показывать нельзя снимать с проката: по следам творческого вечера со съемочной группой "Дикого поля"

Новости культуры

Максим Черкас

обозреватель

Название публикации читается и как "Показывать, нельзя снимать с проката", и как "Показывать нельзя, снимать с проката" — второй вариант стал актуален уже через неделю после премьеры. Почему так происходит и как прошел творческий вечер с создателями ленты в кинотеатре "Жовтень" — в материале ниже.

Теплый прием зала и овации стоя

Пока зима все настойчивее заявляет о своих правах, в кинотеатрах с 8 ноября демонстрируется приключенческий истерн "Дикое поле", снятый по мотивам романа Сергея Жадана "Ворошиловград", получившего литературную премию "Книга десятилетия ВВС Украина". Фильм рассказывает о Германе (Олег Москаленко), которому необходимо вернуться на родной Донбасс, чтобы решить проблемы с заправкой — местная мафия хочет ее или приобрести, или "отжать". Герман оказывается втянут в противостояние, которое покажет — готов ли он бороться за то, что ему принадлежит.

Особый интерес вызывала запланированная на 11 ноября встреча с создателями ленты в просторном зале столичного "Жовтня", куда пришли Ярослав Лодыгин (режиссер), Владимир Ямненко (актер), Георгий Поволоцкий (актер), Сергей Михальчук (оператор) и Влад Одуденко (художник-постановщик). Подобная возможность выпадает не так часто, к тому же еще свеж в воспоминаниях положительный опыт просмотра и обсуждения "Донбасса" с Сергеем Лозницей. Решение было однозначным: идти.

Как только на экране появились финальные титры, перед зрителями предстали "виновники"премьеры "Дикого поля"  — они купались и в мягком свете прожектора, и в стоячей овации благодарной публики. В этот момент Владимир Ямненко даже слезу смахнул — такая благодарность дорогого стоит. Вскоре воцарилась тишина; перешли к вопросам, ответам и откровениям.

Это мой дебютный фильм, и я как ненормальный читаю все комментарии в Twitter, Instagram и Facebook.

Ярослав Лодыгин.

Ярослав честно признался, что пару дней назад он серьезно нервничал перед показом в другом городе, где в зале находились зрители старшего возраста. Причина? Обилие нецензурной брани, перекочевавшее из "Ворошиловграда". К счастью, переживания были напрасны — диалоги получились максимально "живыми", добавив колорита происходящему.

Меня в туре спрашивали, откуда я черпал "жизненный сленг". Отсюда — с Подола, где я родился.

Владимир Ямненко.

Владимира Ямненко утвердили сразу же, поскольку режиссер изначально видел в роли Кочи именно его — стоит ли говорить, что это было стопроцентное попадание в яблочко?

"Ворошиловград" написан очень кинематографично, но адаптация была тяжелой. Сценарий писался 6 лет — сначала с Сергеем Жаданом, потом и с Натальей Ворожбит.

Ярослав Лодыгин.

Создателей следует похвалить за выдержку и упорство, ведь путь к кинотеатрам получился тернистым. Интересно и то, что финальная версия картины "собиралась" примерно из 10 часов полезного материала.

Почему фильм называется "Дикое поле"? Во-первых, эти территории назывались так исторически, а во-вторых, Ярик, скажи (смеется).

Георгий Поволоцкий.

В определенный момент мы с Сергеем Жаданом поняли, что все это — два разных произведения, после чего начали думать над другим названием для фильма. Вариант "Дикое поле" Сергею поначалу не очень не понравился, но потом он привык.

Ярослав Лодыгин.

Иное название было продиктовано также и прокатными реалиями, где "Ворошиловград" мог восприниматься отсылкой к "совку".

В зале звучали не только слова благодарности, но и меткие высказывания касаемо ленты: "И смешно, и страшновато". Если разобраться, то и книга, и фильм поднимают актуальные темы "ненужных" людей, беззакония, отношений с соседской страной, языковых вопросов и прочего — с наступлением войны на Востоке Украины все это не уйдет на второй план в ближайшие годы.

О съемках ленты

Нет человека в этом зале и в этой стране, который читал "Ворошиловград" больше, чем я. Даже Жадан.

Ярослав Лодыгин

Создателей не остановили новые реалии Луганской области, которые существенно изменились в худшую сторону с 2014 года. Это усложняло в первую очередь логистику.

80% фильма снято непосредственно в зоне АТО (ныне — ОСС) — в Старобельске, Сватовском и Старобельском районах.

Ярослав Лодыгин

Некоторые сцены отсняты в Киеве и под Киевом, что совершенно не ощущалось — Лодыгин и Михальчук проделали впечатляющую работу, обеспечивая полноценное погружение в происходящее. Ярослав Лодыгин поинтересовался у оператора, почему картинка "Дикого поля" настолько красивая и совершенно не "страшная", и тот не стал медлить с ответом:

Я не почитатель депрессивного кино, хотя постоянно снимаю драмы, так что это можно считать моим почерком.

Сергей Михальчук

Говорили также и о том, за счет чего в кадре все выглядит настолько реалистично — там, где заканчиваются полномочия природы, в дело вступают художники, создающие требуемые декорации.

Самая большая похвала для художников   когда их работу не видно. Мы построили с нуля заправку для съемок, и самое классное — когда приезжали местные. В ответ на слова о том, что здесь никогда не было АЗС, прозвучала фраза одного из них: " Да у меня батя тут работал! "

Влад Одуденко

Прозвучал вопрос и о полученном опыте, который действительно актуален, ведь Лодыгин и продюсер Владимир Яценко (его не было на творческом вечере) — дебютанты. Эти люди могут гордиться результатом, а также все причастные, добавившие в свой послужной список стоящую работу.

Все, что происходит в моей жизни, — это опыт. Ну, когда бы я еще приехал в Старобельск? Там очень интересные и чудесные люди живут, пусть и несколько отрезанные от цивилизации, к ним очень трудно доехать.

Георгий Поволоцкий

Ранее я часто бывал в районе Старобельска, где по сей день живут мои родственники, поэтому местность — узнаваема, а слова Поволоцкого об интересных людях —правда. Более того, население там гораздо открытее, чем в той же Донецкой области; казалось бы, тот же Донбасс, но при этом он кардинально разный. Во многом роднит эти и многие другие области "кричащее" советское наследие — порой чрезмерно унылое, полуразрушенное и покрывшееся ржавчиной, мхом и граффити. Иными словами — все то, что можно увидеть и в "Диком поле" Лодыгина, и в "Вулкане" Бондарчука (прокат запланирован на февраль 2019-го).

Как бы пафосно это ни звучало, но самое главное для актеров  это вы (зрители). Это самое главное, даю вам слово, другого, наверное, я ничего и не желаю.

Владимир Ямненко

После слов выше проникнулся еще большей симпатией к Ямненко — нет ни малейших сомнений насчет его искренности.

О планах на будущее

Была поднята и тема следующего режиссерского проекта Лодыгина, в основу которого вновь положено произведение Жадана — на сей раз "Интернат", где действие разворачивается в разгар терзаемой нашу страну войны. Как отмечает режиссер, проблем с преобразованием книги в фильм гораздо меньше с самого начала.

Я адаптировал "Интернат" в сценарий за 7 дней.

Ярослав Лодыгин

Бюджет новой ленты в два раза больше, чем у "Дикого поля" (экранизацию "Ворошиловграда" сняли за 31 млн грн), однако получить финансовую поддержку от Госкино будет проблематично, что признает сам Лодыгин. Причина? Языковая, поскольку главный герой — русскоязычный, тогда как по нынешним требованиям большую часть времени должна звучать украинская или крымскотатарская речь. Как бы там ни было, фильм в любом случае выйдет на большие экраны.

Защищай свое

Прошли считанные дни после творческой встречи, как стало ясно: прокат выдастся непростым, ведь через 7 дней после премьеры кинотеатры либо убрали сеансы полностью, либо отвели "Дикому полю" утреннее или ночное время — наименее удобное. Если в Киеве все-таки можно найти подходящий вариант, то в регионах ситуация плачевна. Что это — неверие в релиз или случайное стечение обстоятельств? Скорее — отражение украинского рынка, где высокие шансы на приличные сборы лишь у блокбастеров, мультфильмов и комедий.

Никто не ожидал, что картина повторит успех другого релиза прокатчика MMD, комедии "Скажене весілля" (самый кассовый украинский фильм в истории, собравший более 50 млн грн), и главная проблема — в жанре. Только вот достаточно бодрый старт (1,37 млн грн за первые 4 дня — немногие наши проекты смогли достичь такого результата) и положительный "сарафан" должны были стать "щитом" на второй неделе проката, даже с учетом выхода новой части "Фантастических зверей", забравшей львиную долю сеансов. Увы, этого не произошло.

Слоган картины — "Защищай свое", и это как раз тот случай, когда мы можем последовать примеру Германа, Кочи и Травмы (главных героев истерна), не допуская "стороннего наблюдения". Немаловажный плюс — для этого не придется протирать промасленной тряпкой биту и мчать на стрелу в богом забытые места, ведь достаточно другого — покупки билета на достойное украинское кино. И не забудьте посоветовать фильм друзьям, если он вам понравится.

Подбивая итог: знаете, за счет чего творческий вечер по-настоящему удался? Создатели и зрители общались на равных — ничего в духе "Вот мы сняли крутое кино, а вы тоже снимете, чтобы критиковать". И это здорово, когда режиссер читает все комментарии и готов услышать любое мнение, а один из главных актеров кланяется залу, всматриваясь в лица зрителей сквозь мимолетные слезы радости.

Также не пропустите: рецензия на фильм "Богемская рапсодия" — достучаться до небес

Источник фото: https://www.facebook.com/thewildfields