Драма "Вокс люкс". Натали Портман стала певицей, после того, как в нее стрелял маньяк

Новости культуры

Александр Панченко

Кинообозреватель

В Венеции, где состоялась мировая премьера драмы "Вокс люкс" (иногда название переводят еще как "Голос люкс") картину незаслуженно проигнорировали, оставив ее без наград. И это при том, что критики дружно отметили убедительную игру Натали Портман и Джуда Лоу. Спустя год после премьеры, фильм наконец-то добрался и до нашего проката. И знаете — это тот редкий случай, когда критики оказались очень даже правы!

Школа + выстрел = звезда 

В школе, где училась Селеста (в детские годы ее играет британская актриса Рэффи Кэссиди, во взрослые — Натали Портман) один из учеников слетает с катушек и расстреливает одноклассников из автомата. Селеста, получив пулю, чудом выживает, и в больнице записывает трогательную песню в память о погибших (для исполнения в церкви).

Песню услышал ушлый менеджер (отчаянно помятый, словно с вечного похмелья, Джуд Лоу) и, почуяв в ней потенциал, тут же взялся "за работу", то есть, — за раскрутку Селесты. В ее песенке он заменил лишь одно: скучное "Я" на масштабное "Мы", превратив таким образом личную скорбь девочки... в национальную. А песню для церковной общины — в убойный духоподъемный хит.

Ну а дальше началась рутинная дорога к славе: бесконечные вечеринки с обязательным алкоголем, съемки гламурных клипов, мельтешение гастрольных городов и унылые в своей одинаковости гостиничные номера.

Явление Портман

Натали Портман в кадре появится примерно на 52-й минуте фильма, когда о том, что у нее в картине главную роль, успеваешь напрочь позабыть.

Позабыть по нескольким причинам. Во-первых, благодаря запредельно трогательной игре 17-летней Кэссиди — смотришь на нее и не понимаешь, а зачем ее вообще нужно кем-то подменять? Ее героиня, как та пресловутая чашка с трещиной — вроде еще выполняет свои функции, но подсознательно от нее ожидаешь, что в любой момент она может развалиться на две половинки...  Актриса смогла передать это "надбитое" состояние Селесты как-то очень просто и честно!

Во-вторых, захватывает сама история. И это удивительно. Фильм снят в подчеркнуто холодной, почти документальной манере. Но это совершенно не отталкивает от происходящего. Наоборот — заставляет еще острее прочувствовать все то, что происходит с Селестой. Все, что ее радует, все, что ее медленно калечит.

Уставшая и циничная

Взрослая Селеста в исполнении Портман — истеричная, уставшая и циничная. Когда менеджер сообщает ей о том, что неизвестные в масках а-ля "серебряная кольчужка"... из клипа Селесты устроили стрельбу из автоматов на пляже, убив почти 20 человек, то та, равнодушно зевнув, выдает: "Черт, меня тошнит".

Надо отдать актрисе должное — в роли взбалмошной стервы и алкоголички она на редкость хороша! Более того, со времен "Черного лебедя" роли сильнее у нее еще не было. Эта ее грубая, почти мужская пластика. Ее хрипловатый, неестественно громкий голос. Ее нервные потуги найти общий язык с родной дочерью. Все играет на образ человека потерянного. И обозленного:

Сегодня неважно — Микеланджело ты или некий Мик Анжело. Главное то, как ты себя подаешь. Когда меня снимали в сессии, где у меня в руке распускается цветок как у сраной Дюймовочки, то я думала, что мне после этого конец. Но нет — сегодня я собираю зал на 30 000.

Не для попкорна

Несомненные плюсы фильма — мощные актерские работы. Солируют тут, конечно, девушки. Но и Джуд Лоу на месте. У него не так много сцен (а жаль!) — но все они чертовски хороши. Особенно прекрасен его гневный спич об "обманчивой невинности девочек".

Это фильм не массовый — попкорн под него не пожуешь. Он больше "для подумать". О том, как тяжело бывает, когда остаешься один. Когда не можешь скинуть с плеч призраков из прошлого и упрямо тащишь их за собой. Когда попадаешь в систему, которой плевать на тебя, на твой талант и твою боль. О фальши и пустоте, в которую можно падать бесконечно.

Читай также: "К звездам". Брэд Питт летит на Нептун, чтобы спасти Землю и найти отца

Фото: открытые источники в Сети