Даниэль Сваровски - прагматик, сотворивший волшебство

Модные тренды

Только самые близкие люди знали подлинную причину многолетних трудов Даниэля Сваровски: при фантастической деловой хватке и отсутствии страха перед риском, с юности романтичный и мечтательный, он хотел уничтожить пропасть между богатыми и бедными, и поэтому создал бриллианты, доступные практически каждому человеку.
Отец Даниэля, как и многие односельчане в крохотной горной деревушке Георгиенталь, что в северной Богемии, зарабатывал гроши, шлифуя мелкую бижутерию из знаменитого богемского стекла для ювелирной фирмы.
Предполагалось, что и сын, родившийся 24 октября 1862 года, пойдет по его стопам. Но юношу раздражала тупая и однообразная работа. Он мечтал о карьере скрипача и вздыхал по местной красавице, которая и не смотрела в сторону нищего музыканта.

Тогда Даниэль уехал в Париж, и все силы направил на получение образования. Он изучал химию, физику, механику и прочие, необходимые будущему инженеру, специальности. Когда старик-отец ворчал о зря потраченных годах и деньгах, он только улыбался: казалось, какая-то неведомая сила вела его к неизвестной цели.
Понимание этой цели пришло в 1883 году на Всемирной электротехнической выставке. Он внимательно рассматривал новейшие станки и их изобретателей, и тут мелькнула шальная мысль: а ведь они – обычные люди, и не мог бы я приспособить электрический ток для шлифования стекла?
Конечно, это был риск, но зато какой увлекательный! Уже в 1892 году Даниэль получил патент на свое детище – электрический шлифовальный станок, который позволял обрабатывать и шлифовать огромное количество камней и хрусталя с отличным качеством.

Чтобы не разорить жителей родной деревни, а также избежать их неудовольствия, через 3 года Даниэль уехал в тирольский городок Ваттенс, недалеко от Инсбрука, и открыл там при помощи инвесторов Армандв Косманв и Францв Вайса дело, которое назвал «A. Kosmann, Daniel Swarovski & Co». А с 1900 года фирма стала называться «Swarovski».
На его счастье, изобретатель оказался еще и высококлассным маркетологом. Он быстро сообразил: главное – не повторять ошибку Жоржа Страсса и широко афишировать - изделия Сваровски не являются настоящими драгоценностями. Оставался сущий «пустяк» – найти рынок сбыта. Но и тут Даниэль не растерялся и отправил образцы своих кристаллов в столицу моды – Париж и богатейшую столицу Российской империи - Санкт-Петербург.
И не ошибся! Самые изысканные дамы (со свойственной женщинам практичностью) немедленно сообразили, какие сказочные возможности таят в себе «хрустальные» бриллианты. Ну, во-первых, соперницам совершенно не обязательно знать, что ожерелье, из-за которого сегодня вечером будет сломан не один веер, ненастоящее; во-вторых, муж и любовник перестанут попрекать, что она их практически разорила своими побрякушками. Им, кстати, тоже совершенно необязательно знать настоящую цену украшений. Вполне можно и денег для своих нужд выгадать. Ну, и, в-третьих, такие украшения можно менять хоть каждый день.

И заказы посыпались со всех концов Европы. Великая мадемуазель моды Коко Шанель и ее вечная соперница Эльза Скьяпарелли первыми догадались, что хрусталиками господина Сваровски можно так разукрасить одежду их Домов моды, что от клиенток отбоя не будет.
Пусть снобы и бурчали, что изделия Сваровски такая же подделка, как стразы и это моветон, но как только модные дома, полновластные диктаторы общественного мнения, стали украшать ими свои изделия, бижутерия моментально перестала быть дурным тоном.
Столь же везучим Сваровски оказался и в личной жизни. Жена всегда помогала ему во всех начинаниях, а сыновья Вильгельм, Фридрих и Альфред выросли трудолюбивыми и достойными продолжателями дела. Мальчики с раннего детства проводили все время на фабрике и ничего интереснее, чем совершенствование производства искусственного хрусталя, для них не было.

Под руководством отца долго и упорно они смешивали соду, поташ, сурик, кварцевый песок, пробуя разные пропорции, пока, наконец, не добились отличного результата. При этом размер камня от «Сваровски» был намеренно небольшим: Даниэль был убежден, что нужно подражать природе даже в размерах, а не создавать карикатуры на нее.
В 1911 году основатель фирмы с гордостью разглядывал только что полученный хрусталь невероятной, прямо-таки сверхъестественной прозрачности. Заметив слезы в его глазах, Вильгельм пошутил: «Не плачь, папа, это просто еще один Сваровски».
Первая мировая война разорила многие ювелирные предприятия: в полыхавшей пожаром старушке-Европе людям было не до бриллиантов, пусть даже и дешевых. Но Сваровски не прогадал и тут. Он основал фабрику «Tyrolit», которая специализировалась на выпусках больших серий инструментов и абразивных материалов для точильных и гранильных станков, и это позволило фирме приумножить капитал!

В 1931 году фирма «Сваровски» выбросила на рынок новинку – отделочный материал для текстиля с хрусталиками.
Декоративная кайма с камнями привела в восторг и владельцев Домов моды и их богатых (и не очень!) клиенток. Кутюрье назвали это последним аккордом революции в моде.
Небольшая автомобильная авария, в которую из-за плохой видимости дорожных знаков попал старинный друг семьи, подтолкнула к идее создания еще одного направления деятельности фирмы: в 1937 «Сваровски запатентовала выпуск стеклянных отражателей для дорог, указателей и перил безопасности, дорожных переходов и отражающих панелей на трассах. С 1950 года эту продукцию знают во всем мире под названием «Swareflex».

Во время Второй мировой войны, поскольку Европе опять было не до бриллиантов, Сваровски наладил доставку своих изделий в быстро богатевшую Америку, и вновь приумножил капиталы.
Даниэль до последних дней жизни генерировал поистине гениальные бизнес-идеи. Так именно он додумался применить свой хрусталь в оптике, и в 1948 году появилась фирма «Сваровски-оптика», которая и поныне лидирует на мировом рынке этой продукции.
Патриарх ушел из жизни в возрасте 94 лет — 23 января 1956 года. Но дело его и сыновей успешно продолжили внуки: в 1955 году Манфред Сваровски представил новинку – кристаллы для украшения одежды с особым покрытием, сверкавшие всеми цветами радуги.

И, пока модницы расшивали свои туалеты такими «драгоценностями», у фирмы появилось серьезное направление в бизнесе «Сваровски компонентс».
Самую лучшую рекламу камням Сваровски на праздновании 45-летия президента США Джона Кеннеди в 1962 году сделала легендарная кинодива Мэрилин Монро. Устроители, конечно, велели ей явиться в скромном костюме, но непокорная любовница юбиляра надела длинное вечернее платье с открытой спиной, сшитое из маркизета и сплошь расшитое камнями от «Сваровски».
Когда дива запела: «Happy Birhday, dear President!», естественно, ее фигуру осветили десятки софитов, и Мэрилин оказалась как бы в океане сверкающих бриллиантов.
А в XXI век империя Сваровски вошла на правах самостоятельного ювелирного брэнда.

Автор: Элла Фурманская

Источник: hochu.ua