Новый год за 100 лет: как появились главные советские деликатесы новогоднего стола

Все праздники

Наталья Луста

fashion-редактор

В киевской галерее D12 открылась выставка «Новый год за 100 лет», в рамках которой можно узнать все о традициях встречи Нового года в Киеве за последние сто лет. Рассказываем о самом главном – новогодних блюдах, которые стали традиционными еще во времена СССР и до сих пор не покидают праздничного стола украинцев и киевлян. Оливье, селедка под шубой, шпроты и даже киевский торт – как все эти деликатесы стали частью самого долгожданного праздника в году?

По статистике, 65% украинцев считают Новый год своим любимым праздником. Организаторы выставки хотели показать с помощью уникальных и редких экспозиций, как развивалась традиция празднования. Основной момент — собираться с близкими и друзьями за большим столом — сохранился до сегодняшних дней. «Главной составляющей экспозиции стали сразу пять новогодних столов, щедро заполненных различными блюдами, напитками и, конечно же, «Боржоми» — неотъемлемым атрибутом новогоднего стола, который сопровождает любимый праздник с самого начала традиции его отмечать, а это уже более 100 лет»,  — рассказывает представитель организатора выставки Оксана Панкина.

Мы хотели показать гастрономические традиции каждого периода, отобразить, как наши предки наслаждались новогодними праздниками в разные эпохи. Поэтому команда бутафоров изготовила и кесарийского поросенка, без которого не обходился стол киевлян начала ХХ века, и всеми любимый оливье, эволюционировавший от рябчиков к докторской колбасе, и соленья, и незаменимые на праздничных гуляньях шпроты, и «Киевский торт»,

― говорит куратор выставки Зоя Звиняцковская. Оказывается, в каждый период была своя гастрономическая мода. Например, в 1900-е годы типичным блюдом на новогоднем столе киевлян был запеченный кесарийский поросенок. А оливье, селедка под шубой и обязательные мандарины – это уже наработки гораздо более позднего брежневского времени. Впрочем, кое-что из стандартного набора появилось на советском и, соответственно, киевском, новогоднем столе значительно раньше.

КАК ШПРОТЫ СТАЛИ ЧАСТЬЮ НОВОГОДНЕГО СТОЛА

Консервы, изготовленные из балтийского шпрота (мелкой рыбешки из семьи селедочных), начали выпускать в Риге в 1890 году. Советская плановая экономика обратила на них внимание только в 1949-м, когда Латвия уже входила в состав СССР. Именно тогда был построен огромный рыбоконсервный завод в Калининградской области. Однако лучшими шпротами все равно считались именно латвийские.

Шпроты упоминаются в самом известном советском бестселлере, «Книге о вкусной и здоровой пище» 1954 года, однако в издании им уделили не так уж много внимания. Лишь в середине 60-х граждане по достоинству оценили вкус этих консервов. Начиная с 70-х годов шпроты заняли почетное место в пантеоне советских деликатесов.

Об элитарном характере шпротов свидетельствовала, во-первых, высокая цена: банка консервов стоила 1 рубль 80 копеек – столько же стоил и килограмм говядины!

Но главная причина привлекательности шпротов для киевлян советской эпохи – их дефицитность. Рижский деликатес почти невозможно было найти в свободной продаже – желанную баночку консервов получали либо в пайке, либо ее надо было как-то «доставать». Поэтому не удивительно, что копченные на ольховых ветках рыбешки золотистого цвета попадали на стол только на большие праздники, в том числе на Новый год.

КАК ПОЯВИЛСЯ КИЕВСКИЙ ТОРТ НА НОВОГОДНЕМ СТОЛЕ

Первый «Киевский торт» появился на свет в 1965 году на фабрике имени Карла Маркса – его можно было бы назвать «дитя случайной любви», если бы не строгая советская тайна. Впрочем, этот десерт оказался настолько удачным, что скоро стал визитной карточкой города.

По легенде, первый «Киевский торт» появился вследствие халатности

По легенде, первый «Киевский торт» появился вследствие халатности: будто бы надо было срочно спасать огромное количество предназначенных для бисквитов белков, которые забыли положить в холодильник, и тогдашний начальник бисквитного цеха Константин Петренко осмелился на эксперимент. На самом деле рецептуру «Киевского торта» разрабатывали лучшие кондитеры СССР – кстати, ее до сих пор хранят в строжайшем секрете.

ЛЕГЕНДА О СОЗДАНИИ СЕЛЕДКИ ПОД ШУБОЙ

Оказывается, селедка под шубой – салат с политическим подтекстом. Автор этого любимого киевлянами и украинцами новогоднего салат – купец Анастас Богомилов, хозяин сети популярных московских столовых и трактиров. В революционное время посетители его заведений частенько собирались в большие напивались, напивались и начинали бурно спорить о судьбах Родины – а потом дрались, били посуду и портили имущество.

Сельдь символизировала пролетариат, картофель и лук — крестьянство, а название блюда расшифровывалось как: Шовинизму и Упадку — Бойкот и Анафема.

На помощь Анастасу пришел один из его поваров — Аристарх Прокопцев, который предложил новый рецепт «примиряющего» салат: сельдь обозначала пролетариат, так как была одним из самых популярных и доступных блюд среди простых рабочих; картофель, морковь и лук олицетворяли крестьянство, а свекла — красное знамя революции. Название блюда было соответствующее: «Шовинизму и Упадку — Бойкот и Анафема», или сокращенно — «Ш.У.Б.А.».  Селедка под шубой была подана в первый раз накануне 1919-го Нового года.

ОЛИВЬЕ: ОТ РЯБЧИКОВ К ДОКТОРСКОЙ

История любимого новогоднего блюда украинцев непроста: на протяжении ХХ столетия салат трижды менял свой рецепт. Представьте себе, сто лет назад оливье был сложным и изысканным блюдом. В его состав, согласно одному из источников, входили мясо двух рябчиков, черная паюсная икра, омары (или раки) и каперсы. Соус готовили исключительно на основе прованского оливкового масла. К тому же, в него добавляли определенные приправы, секрет которых автор салата Люсьен Оливье никому не раскрывал.

В начале ХХ века оливье готовили из рябчиков, омаров и каперсов, а в соус добавляли секретные приправы.

Со временем, уже в 20-х, в рабочих столовых ингредиентами салата стали мясо, яйца, сметана, огурцы и «50 граммов других овощей». Впрочем, в столовых салат оливье также считался блюдом особого случая: во время строительства Днепрогеса оливье подавали к столу только ударникам и не чаще нескольких раз в месяц.

После войны оливье стали готовить по более известному нам рецепту: из вареной колбасы, консервированного горошка, майонеза и разных овощей. Кстати, в конце 70-х купить майонез к Новому году было подвигом, так что не зря оливье считался праздничным блюдом — да и сейчас остается таковым, олицетворяя собой некое условное зеркало, которое вот уже сто лет отражает всю пестроту и быстротечность нашей жизни. Однако именно такие вещи, как оливье, селедка под шубой, киевский торт и бутерброды со шпротами, имеют шанс остаться с нами навсегда.