На рассмотрение вынесен законопроект, который предлагает отменить 8 марта, как праздничный день. В рамках декоммунизации. Этот проект никого не оставил равнодушным. Решение еще не принято, в этом году восьмое – по-прежнему выходной день. Но многие уже заранее недовольны.
Анастасия Алексеенкоблогер, колумнист
Когда-то странички в журналах, предлагающие "поговорить о девичьем" были посвящены советам о том, как сшить модную мини-юбку из старого платья или же отвечали на письма с вопросами в духе "Мне нравится Коля, но на дискотеку приглашает Петя, что делать?". Я же хочу поговорить о том, что круг интересов и проблем современной девушки гораздо шире.
В Украине традиция отмечать 23 февраля, к счастью, отошла в прошлое. Тихо, безболезненно и практически незаметно. Лишь некоторые по-прежнему продолжают поздравлять пап и дедушек, отдавших лучшие годы той самой армии, в честь которой и был изначально создан этот праздник. Остальные мужчины вместо февральской даты получили целых два повода принимать поздравления – День защитника Украины и День казачества 14 октября, а также День Вооруженных сил Украины, отмечаемый 6 декабря.
С 8 марта сложилось все несколько иначе. Если 23 февраля до последнего пытались привязать к исходным «армейским» корням (особо, кстати, в этом преуспевали те, кто с армией сталкивался разве что в компьютерных играх), то мартовский праздник потерял связь со своей основной задачей уже довольно давно.
Если спросить прохожих на улице – «что за праздник такой отмечаем в марте?» – почти никто не вспомнит про его историческую суть и изначальную цель борьбы за права женщин. Розы-мимозы, открытки, подарки и тосты «за хранительниц очага» и «за наших вдохновительниц» полностью вытеснили правовое и гражданское содержание этого дня. Лишь немногие феминистки в последние годы устраивали в этот день протестные и просветительские мероприятия.
International Women's Day march в 1975 в г. Мельбурн
На рассмотрение вынесен законопроект, который предлагает отменить 8 марта, как праздничный день. В рамках декоммунизации. Этот проект никого не оставил равнодушным. Почему?
Давайте признаемся честно: мало кто считал этот праздник советским. Советскими были 7 ноября или 22 апреля, когда всех школьников огромной тогда империи принимали в пионеры по случаю дня рождения Вождя мировой революции. Эти и подобные им даты считались казенными, официозными и их пропажа из календаря прошла практически незаметно для украинского обывателя. Разве что по поводу отмены выходного кто-то мог сокрушаться.
Если спросить прохожих на улице – «что за праздник такой отмечаем в марте?» – почти никто не вспомнит про его историческую суть и изначальную цель борьбы за права женщин.
8 марта – совсем другое дело. Приставка «международный» лишала его советскости в глазах многих. А сложившиеся семейные, дружеские и коллективные ритуалы поздравления делали праздник душевным и далеким от казенщины. Даже если приходилось потратить какое-то время на выслушивание сухих поздравлений от начальства, все равно грела мысль о том, что вечер завершится коктейлем с подругами или романтическим ужином, который приготовит любимый. И даже посуду сам потом помоет. В отличие от остальных дней в году.
В общем, ежегодно повторялось одно и то же. Часть женщин радовались подаркам, выслушивали поздравления «для красивой, нежной и слабой половины человечества» и пускали пьяную слезу под песню «Ах какая женщина» в караоке. Другая часть пыталась напомнить о том, что 8 марта – это все же повод обратить внимание на гендерное равенство, с которым у нас все еще не очень гладко. Глянцевые журналы публиковали подборки подарков «для мамы», «для подруги», «для младшей сестры». Желтушные издания традиционно разражались статьями про подробности из интимной жизни Клары Цеткин или Розы Люксембург, а так же публиковали сомнительные «исторические» материалы про бунт проституток в этот день. Жизнь текла своим чередом.
Ровно до того момента, пока наши законодатели не запланировали этот праздник отменить. Совсем. Решение еще не принято, в этом году восьмое – по-прежнему выходной день. Но многие уже заранее недовольны. Одни женщины возмущаются тем, что их лишат чуть ли не единственного праздника в году. Другие женщины возмущаются тем, что день, посвященный правам и проблемам женщин, государство хочет отменить, как неактуальную дату. Мужчины возмущаются, что у них отнимут повод для красивого застолья. Продавцы цветов и магазины с браслетами «Pandora» уже подсчитывают возможные убытки. И пытаются в этом году заработать в начале марта на годы вперед. На всякий случай.
Вместо традиционного «женского дня» предложена инициатива отмечать Шевченковский день 9 марта, с выходным днем. Ну чтобы совсем общественность не взбунтовалась, если законопроект все же будет одобрен. Шевченковский день – сама по себе идея не плохая. Но почему этот праздник должен быть на уровне государственного? И почему тогда мы не чествуем других литераторов и общественных деятелей? Ну и к тому же вряд ли празднование Шевченковского дня «прорастет» в каждую семью. Это как раз скорее останется на уровне «обязаловки» для школ и приуроченных к дате культурных событий.
Шевченковский день – сама по себе идея не плохая. Но почему этот праздник должен быть на уровне государственного?
Я, наверное, буду из тех немногих, кто все же рад такому непопулярному решению. И считаю, что восьмому марта и в самом деле нужен определенный ребрендинг. Для того, чтобы в Международный женский день мы с вами вспомнили о своих правах, о несоблюдении законов и о гендерных стереотипах — вовсе не обязательно объявлять этот день выходным. Для остальных же это может оказаться неплохим поводом отвлечься, наконец-то, от нарезки салатов, праздничных концертов и красивых букетов и вспомнить, зачем именно был создан этот день. Чтобы потом, в остальные 364 дня года не слышать приставку «Молчи» к фразе, которую я вынесла в заголовок.
{vote_599}