Художница Наталия Галавур: "Если работы максимально понятны для каждого, это как-то странно и неинтересно" (ЭКСКЛЮЗИВ)
Наталия Галавур — украинская художница, известная своей графикой и гравюрой. Беседуем с Наталией о взаимодействии со зрителем, ответственности перед ним, а также о мечтах и разных эмоциях в работах.
-
Расскажите мне, пожалуйста, насколько влияет пространство, где вы представляете работы, на то, как могут воспринять люди?
Пространство очень влияет, потому что если это будет выставлено в где-то какой-то маленькой квартирке, мне кажется, работы будут восприниматься спокойными и более домашними. Когда они выставляются в таком пространстве как It’s NOT the LOUVR gallery bar, то они становятся более динамичными — сюда приходит огромное количество людей каждый день, и каждый человек приносит в мою картину что-то свое. Одно единственное слово может вообще изменить смысл работы. При чем это слово может быть сказано любым человеком. В это пространство заходят люди, которые вообще не связаны с искусством, и они видят настолько по-новому — художник может даже и не знать, что человек может найти в твоей работе такие интересные вещи.
-
А насколько влияет на вас как на художника обратная связь зрителя?
Всегда важна, потому что я через свои работы общаюсь со зрителем. Каждая работа показывает мое душевное состояние, и если человек видит эти работы и воспринимает их так же, как воспринимаю их я, значит, он общается со мной. Это потрясающе. Я могу его даже не знать, а он уже со мной говорит. Мне недавно сказал человек, что одна моя гравюра изменила его жизнь. Это было очень ценно, и это было страшно, потому что в этот момент я еще раз осознала, что мои работы живут своей жизнью, они могут уже без меня менять абсолютно все, возможно, даже менять мир к лучшему через отдельных людей. Это волшебно.
-
Какой фидбэк от данной серии работ был бы для вас максимально вдохновляющим?
Все, что угодно, что человек скажет, потому что если будут работы максимально понятны для каждого, то как-то странно и неинтересно. Можно читать между строк, можно смотреть в лоб и воспринимать, человек всегда может сам додумать, что он видит в работах. Ты только отдаешь эмоцию и все, а дальше уже зритель воспринимает так, как он почувствует.
-
Стали ли вы после этого случая чувствовать больше ответственности за то, что создаете?
Вот до этого момента я об этом даже не задумывалась — сделала работу и сделала. А сейчас понимаешь, что это на самом деле страшно. Это очень большая ответственность и, скорее всего, следующие серии будут максимально оптимистичными... Хотя я не могу обещать этого, потому что если захочется сказать о том, что на душе плохо, то не сможешь вырезать какие-то позитивные солнышки.
-
О чем вы чаще всего разговариваете со зрителем в ваших работах?
О разном. В одной своей серии, "Инертность", я говорю про усталость и инертное восприятие всего, что нас окружает. Когда ты устал, ты не можешь воспринимать ситуацию адекватно и ты плывешь по течению, сливаешься с общей массой людей, и, в конце концов, просто перестаешь понимать, что делать.
У меня с моей очень хорошей подругой-художницей есть такое выражение: "собрать раму", "собранные рамы, но разобранные люди", то есть как бы ты не пытался собрать раму, как бы ты не пытался все контролировать, из-за усталости, из-за недосыпания, из-за стрессов ты становишься просто рабом обстоятельств.
-
И тем не менее в ваших работах множество оптимистичных элементов. Есть ли шанс взбодриться у современного человека?
Да, конечно. Нужно отдохнуть. Когда-нибудь я сама отдохну и "соберу раму".
-
Неужели усталость — единственная тема в ваших работах?
Конечно, нет. Есть серии, больше гравюры, которые несут прям праздник. В них главный месседж — "Праздник, здравствуй!". Они максимально добрые, там персонажи, которых мы не сможем встретить где-нибудь в реальном мире — абсолютно магические, нереальные персонажи, которых хочется видеть самому и которые побуждают меньше уставать, а больше мечтать.
-
А о чем мечтаете вы?
Сделать еще много много работ, которые каким-то образом повлияют на кого-нибудь, хотя бы на одного человека, это уже прекрасно. Хочу, чтобы мои работы положительно влияли на людей.
-
Чем, с вашей точки зрения, отличается художник от любого другого человека?
Ничем. Художник просто с помощью своих работ общается. А, например, танцор будет общаться через танец, повар — через приготовленные им блюда. Каждый все равно будет рассказывать, что у него на душе тем, что он делает, тем, как он относится к окружающим.
-
Скажите, пожалуйста, о своих планах на будущее.
Я очень хочу книжки делать. Обязательно детские. В мире очень много хороших детей, которым хочется сделать книжку. Хочется влиять на них положительно.
Вот такой откровенной в своих ответах была Наталия Главур. Также смотрите, как художник делает оммажи из продуктов по мотивам картин Арчимбольдо.
Фото: пресс-служба