Dolce Vita в пересказах: 5 книг, которые стоит прочитать весной

Личностный рост

Елена Мело

Редактор ленты новостей

Игорь Бондарь-Терещенко в литературных кругах уже давно известный как ИБТ. Это украинский поэт, драматург, литературовед, арт-критик. Во всей украинской литературе на сегодняшний день он имеет наибольший рецепционный потенциал. Украинская литература не имеет более капризного и интересного зеркала, чем ИБТ. Поэтому, если вам надоело читать безвкусную литературу, прислушайтесь к советам эксперта.

Книги этого обзора — увлекательное чтение, похожее на свежий весенний ветер: новые идеи, оригинальный сюжет, психологический комфорт, который не покидает вас до самого финала.

Эпос о далекой империи и фантастические истории из реальной жизни, столичный детектив и недалекое прошлое в провинциальной мелодраме — все это гарантирует удовольствие от текста и приятно проведенное время.

Т. Амман. Песнь Нижних земель. — К.: Саммит-книга, 2020

Этот роман — не менее эпическое полотно, чем культовые фэнтези вроде "Хроник Нарнии" или "Властелина колец". Грозная империя, могучая столица, чиновники-гиганты, "одетые в плотные серые туники с меховыми воротами", на государственной службе. В самом тексте действительно можно жить. Следить за неспешным развитием событий где-то в провинции, где исчезла целая группа застройщиков, посланная империей. Интересоваться здоровьем верховного жреца. Прислушиваться к базарным сплетням в центре столицы, пока охрана с мечами на боку следит за порядком возле государственных зданий. А еще нас ждут мятежи, интриги, измены, неизбежные в многовековой государственной структуре, которая, поглощая близлежащие земли, всегда держалась на трех столпах — Соглашении Белых Львов, железной воли прорицателей и зловещем ремесле алакилов — пожирателей богов. Этой необычной книге подошло бы интерактивное сопровождение, чтобы время от времени переноситься в другие области огромной империи в поисках приключений в лабиринте историй.

Ирина Потанина. Преферанс на Москалевке. — Х.: Фолио, 2020

Издательство, выпустившее этот роман, продолжает серию ретродетективов, регулярно пополняющуюся "одесскими" и "харьковскими" историями не такого уже далекого прошлого. На этот раз криминальный эпос предвоенной эпохи — настоящий сюрприз для любителей "харьковской старины". Казалось бы, какой еще преферанс мог быть в то время на мещанской Москалевке с гусями и козами на улицах, но воровские малины жили своей жизнью независимо от казенных норм государства. Тем более, что очередная амнистия пополнила город криминальными кадрами. Итак, Ежов разоблачен, после финской продолжают приходить похоронки, отмечается годовщина заключения пакта о ненападении с Германией. Харьков 1940-го — это вообще отдельная история, в которой, в частности, принимает участие местная милиция вместе с якобы прожженным газетчиком Владимиром Морским, вынужденно участвующим в расследовании жестокого двойного убийства.

Елена Стяжкина. Пересказы. — Х.: Фолио, 2020

…Регион, откуда родом автор этого сборника прозы, по определению тамошних литераторов всегда грешил мистикой, метафизикой и прочими нереальными вещами. Донецк там был не один, а целых два, герои рассказов могли превращаться в утку и женскую булавку, а в данном случае они не даже не уверены, живут ли они вообще. Зато живет в "Пересказах" Елены Стяжкиной полноценной жизнью и протез у ветерана, сувенир и пришлый африканец, оказывающиеся Святым Петром и еще много вещей, на которые мы почти никогда не обращаем внимания. И даже живые люди из долгого, как дорога в дюнах, семейного эпоса тоже были бы обречены на забвения, если бы не автор, рассказывающий о них в том самом "нереальном" стиле донецкой школы. Кстати, в этой школе все так тесно связаны, даже поименно… Точнее, пофамильно — Елена Стяжкина, Олег Завязкин… "Согласно посланию апостола Павла к коринфянам, если что-то не перестает, то это — любовь. Хотя Лидия не уверена, что все на семинаре поняла правильно. Лидия не перестает удивляться соусу песто, звуку, с которым лебеди машут крыльями, своему имени, тому, что Николай умеет играть в шахматы, футбол и покер".

Марія Микицей. Dolce Vita. — Брустурів: Дискурсус, 2019

Автор этой книги искусно придерживается негласных, но "фирменных" правил, принятых в "станиславском феномене" прикарпатской литературы, к которому она относится: максимум "живой" жизни, никаких ужасов, поскольку романтический пафос традиции это предусматривает. "Я не люблю убивать своих персонажей, — признается она. — Делаю это в исключительных случаях, когда некуда деваться и когда смерть становится не концом всего, а началом нового витка сюжета и новой метаморфозы. А потом может выясниться, что это и не смерть, а какое-то фиглярство или обман". Неудивительно, что ее роман — это история странной дружбы и еще более странной любви, история осуществления самых сокровенных желаний, даже если для этого нужно ждать полжизни, история о неповторимости и загадочности в любой момент, а еще о невозможности найти ответы на все вопросы. "Софчин батько називати доньку Кармелітою навідріз відмовлявся, хоч сама Софка малою визнавала тільки друге своє ім’я, але у школі ситуація кардинально змінилася: Кармеліта Шпондюк — це було занадто контроверсійно навіть для доньки математички, тому вона навчилася відгукуватися на Софію, Софійку, Софу, Софі, Соньку і, звичайно, Софку..."

Елена Мордовина. Призрак с Лукьяновки. — К.: Каяла, 2019

В случае с этим "киевским" романом о школьниках классическая модель параллельного мира выгодно оттеняют "местную" стилистику. На самом деле, путешествие главного героя в потусторонний мир для автора важнее, чем просто зашифрованные сцены из "Ночного дозора". Киевский контекст, погружение в его историю через путешествие в мир иной, из которого каждый раз все труднее вернуться обратно — вот что интересно в романе, который недаром вышел в серии "городское фэнтези". По сюжету, школьные приятели обнаружили, что один из них проходит сквозь стены, а его семья — это призраки, которые могут запросто… пригласить их в гости. По сути, это своеобразный квест на прохождение "параллельным" Киевом, где можно узнать, скажем, Золотые ворота, но войти или выйти из них уже не удастся, поскольку там, за потусторонней завесой — неизвестный, темный и чужой город. Узнать его и полюбить — через историю дружбы героев с призраком — вот задача для автора, чей герой напоминает Орфея, спустившегося в ад, а сама книга — своеобразный путеводитель по "параллельной" истории нашего времени.

А что вы читаете?

Также не пропустите: украинский студент получил право на экранизацию рассказа Стивена Кинга.