Между прошлым и будущим: ТОП-5 новых книг, которые подскажут правильные решения в непростых ситуациях

Личностный рост

Современный украинский поэт, драматург, литературовед и арт-критик Игорь Бондарь-Терещенко в литературных кругах уже давно известный по аббревиатуре ИБТ. Во всей украинской литературе на сегодняшний день он имеет наибольший рецепционный потенциал. Украинская литература не имеет более капризного и интересного зеркала, чем ИБТ. Поэтому, если вам надоело читать безвкусную литературу, прислушайтесь к советам эксперта.

Осень, как всегда, принесла нам немало книжных новинок. И лишь некоторые из них заслуживают на особое внимание, поскольку речь в них о жизненно важных вещах. Например, о будущем, где придется выживать, учитывая опыт и уроки прошлого.

Блейк Крауч. Повернення. — К.: Рідна мова, 2021

В романе "Возвращение" Блейк Крауч не только создал альтернативную реальность, но и заставил еще раз задуматься о том, что существование человечества зависит от каждого из нас. Кажется, это начало новой неслыханной эпидемии. Людей сводят с ума воспоминания, которые им не принадлежат. Нейробиолог Хелена Смит разработала устройство, которое должно помогать больным людям сохранить воспоминания... Детектив Барри Саттон расследует самоубийство: женщина покончила с собой из-за тоски по мужу и сыну, которых у нее никогда не было. Откуда взялся этот синдром ложной памяти? Каждый имеет право заново, как наяву, пережить первый поцелуй, рождение ребенка — в общем, лучшие моменты жизни. Одержима этой мечтой, нейробиолог Хелена Смит настойчиво работает над технологией, которая позволит сделать это. И не только...

Игры с памятью, оказывается, невероятно опасны. Один неосторожный или злонамеренный шаг — и мир затрещит по швам. Барри и Хелена убедились в этом на собственном страшном опыте. Они не единственные, кто все понимает. Но единственные, кто способен предотвратить катастрофу. Нужно только правильно выбрать воспоминание...

"Баррі Саттон зупиняє машину на пожежній стоянці біля центрального входу до По-білдингу — висотки у стилі артдеко, підсвіченої білим світлом фасадних ліхтарів, — починається ця історія. — Він вискакує з поліційного "форда", перебігає тротуар і через обертові двері опиняється у фоє. Нічний охоронець притримує для нього двері ліфта. Лунко цокаючи каблуками по мармуру, Баррі біжить до кабіниі влітає в неї. — Який поверх? — Сорок перший. З ліфта праворуч і по коридору до кінця. — Тут за хвилину будуть інші копи. Скажіть їм, щоб не рипалися, поки я не дам сигналу".

Андрій Горбунов. Розволокнення. — К: Фенікс, 2021

Какие навыки могут понадобиться детективу? Слежения, стрельба из огнестрельного оружия, сбор вещественных доказательств? А как насчет небольшого курса... физики? В этом необычном романе частный детектив Тим Ворпер хочет поскорее распутать загадочное убийство, но ему приходится обуздать свою непоседливость, ведь без теоретических знаний по предмету под странным аббревиатурой "ТФЗЧК" ему не осилить это дело. Поэтому он покупает тетрадь и цветные маркеры, садится за парту и начинает рисовать схемы, пока профессор Кнопф пишет уравнения на доске...

"Розволокнення" — научно корректный хронофантастический детектив с цветными иллюстрациями, словарем понятий и доступными по QR-кодами видеоматериалами. Темная энергия, локальность, копенгагенская интерпретация — это лишь небольшая частичка понятий, с которыми знакомятся одновременно главный герой и читатель.

Вместе с тем, события романа происходят не только в лектории: генетические эксперименты, четырехмерный секс и преследования преступников наполняют жизнь главного героя динамикой и адреналином. Кстати, в книге нет слова "энтропия". Автор объясняет, что, хотя этот термин и имеет некоторое отношение к путешествиям во времени, но его, в основном, воспринимают без понимания его значения — просто как "заклятие", формулу, магическое слово для создания наукообразного фона истории. Зато об энтропии он обещает рассказать в продолжениях романа, которые скоро появятся.

Максим Матковский. Отель минус три звезды. — К.: Каяла, 2021

…От одних лишь вопросов, заявленных в аннотации к этому сборнику стихов киевского автора, едет крыша и назревает интрига. "Почему киевляне мрут от женщин из Харьковской области? Кого ты встретишь в аду за столиком на двоих? Когда ты станешь деревом в лесу мудаков? Как заставить кошку устроиться на работу? Стоит ли заниматься спортом, если ты уже умер? Что общего у святого с лохом?". И постепенно, вовлекая читателя в приключения своих героев, автор — конечно же, альтер эго как минимум одного из них? — выдает ответы, которые действительно впечатляют и заставляют не только улыбнуться — сквозь иронию, сарказм, черный юмор и абсурд поэтически-будничных строк. Причем поражают они именно что своей "обыденностью" — учительница географии в аду; киевские мещане, которые не боятся ни бога ни черта, поскольку имеют зарплату от двадцати тысяч гривен" неожиданно закрытые, словно в Фейсбуке, профили на кладбище, поскольку видно "только фотографию и даты".

Помнится, футуристы в свое время требовали в парикмахерской "причесать им уши", ну а их потомок просит отрезать ему голову. Но все обошлось, проехали. "Дома жена сказала Женя, ты совсем уже ?! / На работе и родители ничего не заметили. / По утрам любил перед зеркалом подолгу стоять —/ наконец-то себе понравился". Иногда кажется, что у героев этой нерифмованной эпопеи под названием "жизнь" настолько все плохо, что их даже собственная кошка выгоняет, и троллейбус из детства везет не в Страну счастья, а туда, "где на Армейской тебя уже ждут неизвестные". Они настолько разуверились в себе, что им даже "против радости надо держать оборону, чего бы это ни стоило" — постоянно сетуя на жизнь и надоедая Господу.

После смерти они мечтают стать арбузом или чайным грибом, ангел дает им половинку бородинского, а сами они едут на маршрутках в Турцию, где стоит тот самый отель минус три звезды — такой же "убитый", как их жизнь. Наверное, уже догадались, в какой стране живет автор? Если нет, то добро пожаловать в его забавные, гротескные, типичные истории о нетипичной поэзии нашей с вами жизни.

Павло Матюша. Коло з крапкою. — К.: Фенікс, 2021

Предлагая этот сборник новелл вниманию читателя, известная писательница Мария Матиос недаром не советует читать ее перед сном. Мол, как на "американских горках", мы сначала окунемся в международный политический детектив, потом вынырнем в сюжете невероятной истории, познав "смятение сильной личности, лишенной "указательного пальца страха", которой, однако, "очень хотелось бы страдать". На самом же деле, кроме иронического тона, которого заслуживают наши власть имущие, в сборнике немало серьезной аналитики художественного характера и прогнозов на будущее. Оправдались ли они, вычислить легко, ведь писался сборник в 2008 году.

"Я — молодий держслужбовець, якого, немов мокрим рядном, накрило від усвідомлення місця, в якому я перебував, — згадує автор ті часи. — Патріотичне піднесення після Помаранчевої революції почало спадати. Ще ніхто не здогадувався про дуже близьке захоплення влади тим, хто програв у третьому турі, і про майбутню Революцію гідності. Я працював у Верховній Раді та був свідком подій, які для більшості людей залишалися невидимими за важкими темними кулісами. Мені хотілося ділитися цим досвідом, адже найгірші штампи виявилися правдою. Всім нам прагнулося іншого розвитку подій для нашої країни — без кумівства та корупції. Розвитку, заснованого на відкритості й чесній ініціативі. Бажання бути почутим і бетонне мовчання у відповідь від видавців, яким надсилав рукопис, майже змусили мене зійти з літературної стежки. Якоїсь миті мені навіть здалося, що в цій сфері все працювало за схожими принципами, як у Верховній Раді. Відтоді змінилася країна, змінився я сам, але деякі речі не міняються. Якщо розмовляти з вітром — вітер не заговорить у відповідь. Але шукайте — і знайдете, стукайте — і вам відчинять. Коли я написав чотири новели про ту дійсність, яка існувала тоді довкола мене, а також, вочевидь, у мені самому, я не знав, що позитивну відповідь отримаю аж через 12 років".

Вільям Дерезевіц. Смерть митця: Як творчі люди виживають у часи мільярдерів і технологічних гігантів. — К.: Yakaboo Publishing, 2021

Новые правила, которые действуют в цифровую эпоху, меняют роль художника в обществе. О том, как он сегодня выживает, рассказывает автор этой книги — историк культуры, который знает о ней все. Например, то, что создавать сегодня искусство очень легко, ведь каждый имеет ноутбук или телефон, поэтому кинокамера или студия звукозаписи к твоим услугам. Впрочем, как этим заработать, и кто заплатит за твое искусство? Или, например, удается художнику создать творческую атмосферу где-нибудь на заброшенном заводе и в старом районе города, устроив там галерею или культурную локацию, которая быстро становится модной и даже культовой. Но куча богатых хипстеров, которые слетятся в этот район, сразу поднимут цену на жилье, и художнику придется оттуда убираться.

"Личное пространство — важный момент не только для художников, — подтверждает автор. — Панк и провокатор из Вашингтона Ян Свенониус считает, что перенаселение убивает рок-н-ролл, потому что уже ни у кого нет места, чтобы поставить барабаны". Именно так живет нынешняя культура, а вот как она выживает - об этом речь в этой книге, основанной на большом количестве интервью с художниками, музыкантами, писателями и актерами.

Также не пропустите:  Победители "Евровидения 2021" Måneskin выступят в Киеве