Колонка Романа Кузнецова: в поисках потерянного рая, или Как проживать наполненную жизнь

Личностный рост

Роман Кузнецов

психолог, гипнотерапевт

Как прожить наполненную и осмысленную жизнь? Почему стремление к идеалу может стать преградой на пути к счастью? Об этом далее в статье.

В психологии существует теория, согласно которой от момента зачатия и до смерти, человек по-настоящему счастлив лишь в материнской утробе. Это период блаженства, комфорта и безмятежности, который прерывается мучительным, болезненным рождением. Сразу за рождением начинается период адаптации к этому суровому, несправедливому, порой агрессивному миру. И продолжается эта адаптация до самой последней минуты человеческой жизни. Но где-то в недрах бессознательного хранятся воспоминания о том беззаботном периоде, проведённом в материнском лоне. И всю оставшуюся жизнь человек стремится вернуться в этот идеальный мир.

Теория эта очень стара, известна ещё со времён Фрейда. Она имеет множество трактовок. Например, некоторые психологи утверждали, что сексуальное желание — есть ни что иное, как желание вернуться в утробу матери, а секс, соответственно — есть попытка это возвращение осуществить. Мы не знаем, сколько правды в этой теории и, скорее всего, никогда не узнаем. Многие аспекты психологии просто невозможно доказать или оспорить естественнонаучными методами.

Тем не менее, эта теория не лишена здравого смысла и появилась не на пустом месте.

Многие люди порой с ностальгией вспоминают беззаботное детство.

Для многих подростковый период является трудным и драматичным, ведь это период прощания с тем самым беззаботным детством. Мы часто мечтаем об идеальном мире, в котором нет страданий, болезни, смерти. И если мы посмотрим на устремления человечества в целом, то оно движется именно в этом направлении: победить все болезни, одолеть голод, достичь бессмертия. И как бы это абсурдно не звучало, люди даже воюют и убивают друг друга, чтобы создать мир, в котором не будет войн и убийств. И даже физики из "Проекта Манхеттен", которые создавали ядерное оружие, мечтали о том, что это изобретение создаст геополитическое равновесие в мире и прекратит войны. Чем не попытка обрести утерянный рай? Чем этот утерянный рай не похож на материнское лоно?

Теперь перенесёмся из мира абстрактных идей в мир людской. Какое практическое значение может иметь для нас эта теория? Если вы понаблюдаете за собой и окружающими людьми, то можете заметить такую причинно-следственную связь:

чем сильнее человек жаждет жить в несуществующем идеальном мире, тем труднее ему принять реальность мира настоящего, а чем труднее ему принимать реальный мир, тем больше в человеке тревоги.

И это реальная, осязаемая тревога, которая воплощается в психические расстройства тревожного спектра.

Давайте теперь определимся, что такое тревога. Есть множество теорий тревожности, однако, большинство учёных сходятся на мысли, что тревога связана с будущим. Тревога — это ожидание чего-то плохого. Причём ожидания эти могут быть рациональными, связанными с реальными событиями в будущем, а могут быть лишь нарисованными сознанием человека. Во втором случае и есть неприятие реального мира, потому что он видится чем-то агрессивным, угрожающим. И, как правило, такие люди не ищут возможности примириться с настоящим миром, научится в нём жить. Они ищут свой рай, в котором тревоги не существует.

Рассмотрим для примера самое распространённое на Земле, знакомое нам всем явление — прокрастинацию, т.е. откладывание важных дел на потом, а то и вовсе на никогда. Большое количество теорий объясняет это явление именно тревогой. И именно здесь мы можем увидеть то самое стремление к идеальному миру и побег от мира реального. Если мы начнём копаться в бессознательном, выясняя причины прокрастинации, то зачастую найдём стремление избежать ошибок, тревоги, критики, боли. За таким откладыванием дел виднеются мысли: "я не начну учить английский, пока не буду уверен, что у меня всё получится и я доведу это дело до конца", "я не уволюсь с нелюбимой работы, пока не буду уверен, что точно найду новую работу, которая на 100% будет меня устраивать" или "я не начну развивать свой бизнес, пока не буду уверен, что не прогорю, не потеряю свои вложения и непременно добьюсь успеха".

Прокрастинация  — это одно из самых лёгких проявлений тревоги. Но иногда она развивается до ужасающих масштабов. Бывают случаи, когда люди начинают испытывать тревогу утром, проживают в ней каждую минуту своего дня и успокаиваются лишь следующей ночью, погрузившись в сон. И так день за днём, из года в год. Это не художественное преувеличение, это реальные случаи. Для таких людей каждое взаимодействие с реальным миром и другими людьми вызывает тревогу.

Большая часть терапевтической работы с тревожными расстройствами заключается в том, чтобы сориентировать человека в сторону принятия себя, мира и своих чувств. И порою это самая сложная часть работы. Бывает очень непросто убедить человека в том, что тревога — это естественное, нормальное и даже полезное чувство. Ещё труднее бывает донести мысль, что суть психотерапии — не отключение тревоги. И только после принятия этой мысли можно помочь человеку выработать эффективные стратегии разрешения стрессовых ситуаций. Не избегать стресса, не прогибаться под его напором, а принимать его и гармонично с ним сосуществовать.

Итак, я хочу подытожить эту статью тремя мыслями. Как же проживать наполненную жизнь, не оказавшись в плену у тревоги?

Первая, может быть не самая приятная, но нам необходимо расстаться с иллюзией идеального мира. Это недостижимый идеал. Вторая мысль: нам нужно научиться принимать несовершенство своё собственное, несовершенство других людей и мира в целом. И последняя мысль, приятная. Когда мы принимаем несовершенство мира и учимся в нём жить, то начинаем замечать, что он чертовски хорош, этот несовершенный странный мир!

Фото: pixabay.com