Карина Агаханова: "Если ты не находишь решение любой проблемы — ты не предприниматель" (ИНТЕРВЬЮ)

Бизнес и деньги

HOCHU.ua

Редакция

В кризис она продолжала "крутить педали". В прямом и переносном смыслах. Предприниматель Карина Агаханова во время первого локдауна в апреле 2020 года вместе с супругом Алексеем Хворостенко запустила стартап — доставку грузов на велосипедах Сargo Сult. А в начале 2021 их "каштанчики" —  так ласково они называют грузовые велосипеды, —  снялись в видеоманифесте малого и среднего бизнеса. "Стиснув зубы под масками, мы продолжим двигаться дальше, — говорится в видео. —  Мы понимаем, что бизнес — это игра вдолгую". Каково это — не просто держаться на плаву в таких условиях, а запускать новый бизнес?

Об этом, а еще — об особенных велосипедах для мам, съемках в видеоманифесте, новой культуре доставки мы поговорили предпринимательницей, велосипедисткой, мамой и красивой девушкой Кариной Агахановой.

На улице идет снег. Погода, когда хочется сидеть дома, укутавшись в пледик, с книжкой и чашечкой ароматного чая. А за окном по дорожке едет велосипед какой-то особой удлиненной конструкции с грузовым отсеком спереди, останавливается у подъезда. Это — тот самый "каштанчик". Велосипедист передает соседке что-то вроде посылки и едет дальше. Оказывается, это — пилот из компании Сargo Сult доставил покупки из магазина. На кадрах видеоманифеста — такой же "каштанчик" катится по Подолу.

  • Когда запускали по Киеву первый "каштанчик", боялись конкуренции?

–  Нет. Прямых конкурентов у нас пока нет, потому что карго-велосипеды —  уникальная вещь. Даже в Европе это направление только-только развивается. Конкуренция с доставкой другими видами транспорта? Но карго-велосипед — это экологично. Он не создает пробок. Не занимает городское пространство при парковке. Это прогнозируемое время доставки. "Каштанчики" — маневреннее, чем любой другой транспорт. Каждый карго-велосипед может "взять" вес до 150 кг, с чем не справится электросамокат, например.

  • Как возникла идея запустить "каштанчики"? 

–  Четыре года назад мы организовали веломастерскую и кофейню Lifecycle. Это место, которое объединило велоэнтузиастов, велолюбителей. У нас в основном развивалось рекреационное использование велосипедов. Но мы думали о том, что нужно двигаться дальше. Посмотрите на дорогу: все стоит, а передвигаться надо. Не каждый может себе позволить потратить каждый день три часа на пробки. Люди постепенно приходят к мысли, что для них и их грузов важнее двигаться.

Но на самом деле все началось с того, что нам задонатили Tagabike. Шведы изобрели абсолютно гениальный велосипед-трансформер для мам с детьми. Если тебе нужно заехать в торговый центр или транспорт, ты его складываешь, и у тебя получается трехколесная коляска. А если тебе нужно отвезти их в садик за несколько кварталов, он превращается в велосипед.

К нам в Lifecycle пришла девушка и говорит: "Мне подружка из Швеции подарила Tagabike. Но я живу на 4 этаже, мне его поднимать туда нечем, парковать негде. У меня уже и дети подросли, поэтому, пожалуйста, заберите, пускай он у вас живет". Мы предупредили: "Мы его будем использовать, потому что велосипеды, которые не используются, это мусор". Она: "Да, конечно". С тех пор я вожу детей на Tagabike по Подолу и вообще везде, куда могу поехать. Но если ты можешь перевозить двоих детей, значит, ты можешь перевозить и грузы. Потом получилось так, что мой муж помогал своим друзьям перевозить большую колонку. Они приварили платформу к раме обычного велосипеда. Конструкции хватило только на один раз, но нам стало очевидно, что доставлять грузы на велосипедах по Киеву можно и нужно, это работает.

  • Запустились вы только в карантин?

– Да, Сargo Cult — карантинный стартап. Мы запустились как раз в конце марта — начале апреля. До этого были обсуждения, размышления и только. А когда начался карантин, стало очевидно, что доставка на электрическом велосипеде — это еще и абсолютно безопасно с эпидемиологической точки зрения. Она может "закрыть" многие вопросы, которые возникают у предпринимателей в это время.

Мы начали изучать европейские и американские исследования по работе подобных сервисов в Великобритании (Манчестере, Лондоне, Бирмингеме), странах Северной Европы.

Доставка последней мили, вот в чем смысл! Доставка последней мили— это самая дорогая доставка в цепочке, которая съедает треть стоимости доставки груза.

Грузовой велосипед наиболее эффективен в черте города, поскольку он не стоит в пробках и у него нет проблем с парковкой, время доставки — прогнозируемое.

Потом мы нашли в Краматорске Сергея Романова, специалиста, который сварил нам раму для грузового велосипеда по технологии и форме, которая была изобретена еще 100 лет назад — Long John. Наш карго-байк — классический Long John. Единственное, что мы добавили — электротягу. Теперь мы с грузом легко забираемся по Андреевскому вверх.

  • Первый заказ помните?

– Мы написали в местную группу на Facebook — "Подоляночка". Это закрытая группа, но в ней участников больше, чем жителей Подола, наверное. Это люди, которые любят Подол. Мы написали, что за донат можем привезти-отвезти покупки. Это был эксперимент. И к нам обратились люди, которые доставляли фермерские продукты в Киев. Те, кто живут на Подоле, любят Житний рынок, потому что это — всегда свежие продукты. Он был закрыт. В общем, сначала мы доставляли фермерские продукты людям. У нас был заказ: овощи и два десятка яиц, которые мы забрали и довезли по Андреевскому спуску за 15 минут с Ярославской на Шота Руставели. Все — в целости! Летом у нас было много заказов по доставке продуктов для пикников на Труханов остров. 120 килограммов не довезет туда никакой скутер. Машина не проедет, остаемся мы.

  • А почему мастера для изготовления рамы искали  именно в Краматорске и как нашли?

– А где у нас ближе металлургические предприятия с трубным производством и классные специалисты в этом вопросе? Поиск обычный. Вы спрашиваете знакомых, шерстите какие-то объявления на всех возможных площадках. Это в принципе работа частного предпринимателя — ты крутишься и находишь решение. Если ты не находишь решение любой проблемы — ты не предприниматель.

  • Много пришлось инвестировать? И как много байков у вас сейчас?

– Собрать один каргобайк сегодня мы можем за 60 тысяч гривен. Себе или на продажу, конкуренции не боимся. Мы — за развитие экологичных способов доставки. Сейчас у нас таких велосипедов три. Учитывая, что мы будем расширяться, а парк велосипедов — расти, мы уже ищем новые помещения для хабов, мест, где можно их парковать — заряжать — обслуживать. Но еще более важная задача — это подобрать и обучить пилотов.

  • Не "грузовой велосипед", а "каштанчик", не "водитель" или "курьер", а "пилот"?

– Да. Это все — культура доставки. Это ДНК нашей работы. Пилот — это человек, который должен уметь водить грузовой велосипед. Понятно, что изначально он должен уметь кататься на велосипеде, а езде на каргобайке научим. Ну и понятно, что если вы хотите, чтобы у потребителя осталось хорошее впечатление от вашего сервиса, пилоты должны быть вежливы, опрятны, соблюдать правила безопасности. Cargo Cult для нас в первую очередь — про новую культуру доставки. Когда ты относишься с уважением к людям, с которыми живешь рядом в городе. Ты ценишь их пространство, их воздух, которым и сам дышишь. Уважительно относишься к ним и их перемещениям, и хочешь, чтобы они точно так же уважительно относились к тебе. Это именно про то, что ты не паркуешься, как невоспитанный человек. Ты должен не мешать тем, кто живет рядом с тобой.

  • Получается, что вы искали людей в кризис. Это облегчало процесс поиска?

– Вы понимаете, мы же все это организовали на базе Lifecycle. А здесь уже сложилось сообщество, открытое к велосипедным инновациям. Им это интересно, и они сразу понимают, в чем суть, где полезность того или иного шага. И да, ты можешь предложить стать пилотом тому или иному велосипедисту, ты знаешь, какая у него ситуация, что он может быть заинтересован.

  • Когда решили, что нужен второй велосипед?

– Мы сразу понимали, что заработать можно, только масштабируя бизнес и продавая компаниям эту услугу. Доставок должно быть много, тогда это целесообразно. Нужно увеличивать штат пилотов и расширять велопарк. Есть еще момент: максимальная эффективность нашего велосипеда — он же электрический! — это 5-7 километров от точки зарядки. Значит, хабы должны быть на расстоянии 5 – 7 км друг от друга. В общем, нужна сеть. Дальше — больше.

  • Мы увидели ваш "каштанчик" в видеоманифесте малого и среднего бизнеса. Звучит он оптимистично. Но как вышло, что вы присоединились к съемкам?

– Все — в рамках велосообщества. Один из наших гостей, гостей Lifecycle работает в компании Fondу, которая и решила организовать предпринимателей для съемок такого видео. Сначала он помог нам запустить краудфандинговый проект — официальный сбор средств для переезда в новое помещение. Потом — предложил сняться в ролике. Мы согласились. Мы знаем, что люди позитивно реагируют на наши каргобайки на улицах. Думали, что и в кадре это будет смотреться классно.

  • Почему понадобился краудфандинг?

– Сменился собственник здания, в котором несколько лет находилось наше кафе для велосипедистов и веломастерская Lifecycle, а теперь—  и Cargo Cult. Новый владелец в нас как арендаторах не заинтересован. Переезжать мы не планировали, к этому оказались не готовы и морально, и материально. Думали, что делать. И тут подруга говорит: ну вы же не просто кафе, мастерская, доставка. Вы объединяли людей, которые увлечены велосипедами. Вы им помогали. Может быть, кто-то захочет помочь вам?

  • Отозвались?

– Да. Ребята — наши постоянные гости и друзья, предложили даже от себя лоты для магазина. Кто-то предложил урок живописи, кто-то фотосессию. У нас есть велоаксессуары и раритетные велономера, которые могут быть интересны нашим гостям. Но мы — экологичный бизнес. И сбор средств хотели сделать прозрачным, поэтому и подключились к сервису платежей для бизнеса. Знаете, вот этот способ — перекиньте деньги с карточки на карточку — это несолидно. Такая схема часто используется мошенниками. А так у вас есть возможность купить лот или сделать пожертвование на нашем сайте. Это удобно и прозрачно. Кроме того, так мы видим аналитику и многое другое. Этих людей, которые причастны к нашему переезду, к нашему новому "дому", мы первым делом пригласим на открытие, чтобы сказать "спасибо". Но мы и сами не сидим, сложа руки.

Фото: пресс-служба