Евгения Добровольская: «На какую любовь мужчина способен, такая женщина и будет рядом с ним»

Интервью

Когда в масс-медиа заходит речь об актрисе Евгении Добровольской, обязательно цитируют песню Вероники Долиной: «Когда б мы жили без затей, я нарожала бы детей от всех, кого любила...» и добавляют шутку Леонида Ярмольника: «У Добровольской сколько было секса, столько детей». Потому что детей четверо, отцы у всех разные, а в таких случаях забота о детях ложится на женские плечи. Вот такая мама. Она уверена, что ребенка женщине дает Бог. «Если человек думает, что способен сам решать такие вопросы, он самонадеянный дурак», – говорит Евгения.

Талантливая актриса востребована в театре и кино, любима зрителями, исполняет сложные и интересные роли, а слову «успех» предпочитает «профессионал». Открытое лицо, доверчивый взгляд, глаза, проникающие в душу, плюс полная независимость суждений, мнений и поступков. Она играет, не играя, – взглядом, выражением лица, одним присутствием. Западные критики назвали ее «актрисой ста лиц и ста тел». Можно добавить, и ста возрастов. В 41 год она стала самой молодой народной артисткой РФ, в 44 родила своим сыновьям сестричку, похудела, помолодела. Только за последних три  года, будучи мамой четверых детей, Евгения снялась в 20 фильмах и сериалах. Но самой главной своей ролью она считает роль матери.

О жизни

Однажды я спросила одну актрису, сколько раз человек может начинать жить с нуля. И мне очень понравилось, как она ответила: «Каждый день нужно начинать с чистого листа».

Дороже то, что осталось, а не то, что было.

О выборе профессии

Привлекало именно актерство. Это очень жестокая профессия, не терпящая предательства. Только ушел на сторону, занялся чем-то другим – считай, умер как актер…

О жизненных приоритетах

Я не переживаю, если рядом нет мужчины. Знаю наверняка: больше расстраивалась бы из-за отсутствия ролей. Для меня важнее работа, искусство, творчество. И, конечно, мои дети – они моя семья, родные, любимые люди. Мне сложно любить чужого человека, даже если на какое-то время он стал моим сексуальным партнером.

О личности актера

Я считаю, что в артисте должна быть загадка, тайна. Не все должно быть на продажу.

Сейчас актрисами называют и тех, кто поет, и тех, кто снимается в сериалах… Себя же я считаю драматической актрисой, а это нечто другое. Это непубличный человек, который скрывает свою личную жизнь, никуда не ходит, увидеть ее можно только на сцене в театре, а загадку ее личности – разгадать только по ролям. Меня так учили, это старая школа.

О детях

Как воспитаешь – то и получишь.

С рождением ребенка все становится на места, ребенок перекрывает все. И мне кажется, что я для ребенка делаю намного больше, чем тот человек, который является отцом.

Три парня от трех разных отцов, ни один из которых не живет в семье... Утешаюсь словами батюшки: мальчикам важно, чтобы рядом была мама. Но в сущности у моих детей есть и отцы – они записаны в паспортах и свидетельствах о рождении, двое из троих общаются с сыновьями.

Быть или не быть замужем – это личное дело каждого. Но дети должны быть, потому что это смысл жизни. Мне повезло, что я рано родила первого ребенка. В 20 лет. Получилось, что у детей большая разница в возрасте. И это замечательно! У меня все время есть маленький.

Ребенок не является показателем хороших отношений между мужчиной и женщиной. Не уверена, что рождение детей может взбодрить угасающие чувства. Ведь часто стукнет мужику сорок – и он меняет партнершу: «Не хочу эту, которая прожила со мной полжизни, нужно что-нибудь свеженькое, которое смотрит на меня, открыв рот». И никакие дети еще никого не удержали…

О любви

Если честно, я вообще не очень понимаю, что такое любовь. Под этим чувством не обязательно понимать «страдания между ног». Ведь, помимо любви к мужчине, есть еще любовь к детям, вообще вокруг столько людей, которые нуждаются в любви, и совсем не телесной! А чувство к мужчине должно быть основано на взаимности и обоюдном уважении. На какую любовь мужчина способен, такая женщина и будет рядом с ним. Можно посмотреть на его спутницу и сказать, какой он сам.

О вере

Вера – большое подспорье, она дарит душе спасение и покой. Ломаешь над чем-нибудь голову день за днем, а батюшка произносит фразу, и понимаешь: «Бог ты мой, как же просто!» Раз говорю духовнику – мол, вот этого нету в моей жизни и того, только это есть. А он отвечает: «Так и этого не достойна». Я улыбнулась и вышла из храма просветленная и успокоенная.

Об отцах своих детей

Не от всех любимых я рожала. Просто так получалось… И мое отношение к мужчине никак не отражалось на детях. Мне не так уж важно, есть отец, нет, помогает он мне или не помогает. Это мне Бог дал ребенка, и это я за него несу ответственность. У апостола Павла написано: «Блудницы спасутся деторождением».

Мы женщины. На нас сколько повесишь, столько и потащим. Мы же это не кинем. Это мужчина может повернуться и уйти, сказать «Мне это не интересно»…

О мужьях

Я всегда разводилась и расходилась по обоюдному согласию, поэтому никакой борьбы за детей не было. Все мои дети с отцами прекрасно общаются. А с отцом младшей мы прекрасно живем в браке.

Муж – это человек посторонний, человек чужой! Ребенок – это твое родное. Есть замечательная пьеса Гришковца, называется «Город». Там есть слова: «Муж не родственник. Ну, не родственник».

То, что со мной было, – это не сегодня один, завтра другой. Я же не девочка. Я, слава богу, замужем была. Но я не буду рассказывать, сколько лет у меня был один муж, а сколько другой. Эта история длиною в жизнь. У нас были семьи, и нормальные семьи. Другое дело, что это мне не подходило. Со мной очень тяжело жить вместе.

О последнем супруге

Он, слава богу, не имеет отношения к актерской профессии. Он камера-мен ( кинооператор). Так случилось, что он вошел в мою жизнь, в мою семью, и такое чувство, что он был всегда.

Об одиночестве

Как-то раз ехала в машине и рыдала от того, что я такая противная и никто мне не нужен. «А сама ты кого-нибудь любишь?» – спросила себя. И честно ответила: «Нет». А потом вспомнила: «О! Я Брэда Питта люблю!» – и успокоилась.

Мы все боимся одиночества. И заполняем пространство вокруг себя: кто – детьми, кто – собаками, кто – вещами.

Довольно часто в различных телепередачах показывают, рассказывают, как умирают артистки. Одинокие, всеми забытые… Ужас! Вообще удел актрисы – одиночество. Большая редкость, когда она счастлива в семейной жизни.

О мужчинах-актерах

Есть мужчины – и мужчины-артисты. К последним я стараюсь относиться с юмором. А разве можно серьезно относиться к мужчине, который расстраивается из-за того, что ему не подарили цветы?

Актер – профессия зависимая, и для мужчины это не совсем хорошо. Муж-артист – для семьи просто погибель. Это большой ребенок, да еще с дурными наклонностями. Рядом с женщиной должны быть люди, которые станут заботиться о ней.

О театре и кино

Сцена мне ближе. Хотя известность, множество наград принесло именно кино. Это возможность сохранить память о себе. А театр – искусство мимолетное, сиюсекундное, неблагодарное… Театральные артисты – несчастны, потому что их забывают. Они живут только на сцене, здесь и сейчас.

Об актерах и актрисах

Некоторые набираются опыта ремесленного, но хороший артист приобретает душевный опыт. Знаете, каков артист в жизни, таков и на сцене. Ты ничего не спрячешь и никогда не сыграешь больше того, что в тебе есть. Сцена – как зеркало. Если ты плохой человек – на сцене это видно. Я сейчас не люблю ходить в театр, потому что многое вижу и не хочу разочаровываться.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ - Нуми Рапас: «Быть совершенством – это скучно»

Взбалмошная артистка – это чудовищно. Играть надо на сцене. В жизни нужно быть такой, какая ты есть. Я очень не люблю молодых артисток, которые всем своим видом дают понять: я такая странная, странная...

О классике и современности

Современный сюжет – это как-то мелковато: кажется, будто ты ходишь по колено в воде, и плыть тебе некуда. А Чехова можно играть и десять, и пятнадцать лет подряд каждый год, находя что-то новое и, главное, созвучное твоему сегодняшнему возрасту и настроению. Нина Заречная – молодая провинциальная девушка, которая несчастна с родителями. Она влюбляется сначала в мальчика, потом в «звезду» и хочет отдать ему всю свою жизнь. Ты представляешь себя в этой ситуации, думаешь, воображаешь, как бы ты поступила на ее месте. Я ведь росла вместе с Ниной Заречной: сначала мне было легко играть первый акт и трудно – второй, а теперь первый играть стало гораздо тяжелее, наверное, потому что определенный этап моей юности уже прошел, появилось больше цинизма, а повзрослевшая героиня стала мне гораздо ближе. И вот это в Чехове неисчерпаемо, бесконечно и прекрасно.

О профессионализме

Я считаю, что профессионал не имеет права на настроение. Меня всегда бесили продавщицы, которые все свое плохое настроение вымещают на покупателях. Хочется ей сказать: «Слушай, ты придешь в театр – и я не буду тебя смешить! Потому что я поругалась с мужем». Но я буду смешить, потому что профессионал.

О радости

Я очень долго не могла понять свою героиню в спектакле «Мещане» Елену, жену начальника тюрьмы. Она во всем умеет найти радость. Муж ее пьет, куда-то ездит, а она – создает праздники арестантам. И читает им детские книжки… И я тоже очень хочу научиться каждый день превращать в радость…

О внешности

Я себя не считаю красивой в жизни, и мне очень хочется играть красавиц на сцене.

Я берегу лицо для жизни. Когда ты все время в гриме, постоянно накрашены глаза, это все старит, портит. Моя мама никогда не красилась, и она очень красивая и сейчас.

В актерской среде не принято делать комплименты. Если ты плохо выглядишь – заметят, а если хорошо, то это самой собой разумеющееся. У нас не принято выглядеть плохо.

Я считаю, что женщина прекрасна, когда она ненакрашенная, в своей естественности. У меня есть подруга старше меня, но она выглядит совершенно потрясающе, она прекрасна со своей сигаретой, своим голосом, некрашеными седыми волосами. Мужчины смотрят на нее, открыв рот.

О лишних килограммах

Майя Плисецкая говорила: «Чтобы быть стройной надо «зашить» рот». И я с этим полностью согласна. Людмила Гурченко, с которой я вместе проработала много лет, ела порции размером половину ладошки. А когда женщины говорят: «Я не ем и поправляюсь от воздуха», это неправда. Хочется сказать, записывайте все, что вы положили в рот, и тогда узнаете причину своего лишнего веса.

Толстые люди все похожи друг на друга. А вместе с тем, как тают лишние килограммы, возвращаются черты лица, которые нам дал Господь от рождения.

Мне хочется быть подтянутой в старости, а не жирной теткой. Посмотрите на западных старушек – им за 70, а они на мотоцикле ездят!

О возрасте

Сейчас все чаще слышу: вы в жизни гораздо лучше выглядите, чем на экране. Стала думать: может, я нефотогенична?.. Понимаете, когда снимаешься в кино с детства, видишь возрастные изменения… Согласитесь, что это определенная травма для женщины. Не верите? Развесьте по стенам свои девичьи фотографии – а затем посмотрите в зеркало…

Когда я была студенткой театрального вуза, у меня был неприятный опыт. В «Ленкоме» искали молодую замену на роль Кончиты. Николай Петрович Караченцев предложил мне попробоваться. Я пришла в театр. Меня посадили в оркестровую яму, и оттуда я смотрела спектакль. Его играл первый состав, потрясающая Елена Шанина, которую хотели заменить из-за возраста. И вот в одной сцене она увидела меня, и у нее были такие слезы, такие глаза... Она была еще такая молодая, так прекрасно играла. Я была потрясена! Как же это тяжело, когда сидит молодая девочка и смотрит на тебя: ну-ка, покажи, что мне тут надо будет делать... А это ее кусок жизни! И сегодня нелепый возрастной ценз в нашем кино и театре. Во всем мире 40 лет – это молодая женщина.

О своих героинях

Жизнь – вокруг нас, только оглянись. Мои героини в основном – одинокие женщины, с непростой судьбой, обманутые в любви. Такое случается сплошь и рядом: со мной, с вами… Если же не сдаваться, не унывать, то в конце концов все налаживается.

О беременности

Беременность и роды – это такое таинство, когда женщина больше должна находиться в себе. Пока женщина беременная, все почему-то кричат: «Поздравляем!» Хочется спросить: «С чем поздравляете?» Я пережила несколько неудачных беременностей, потеряв ребенка на достаточно большом сроке. Я считаю, что поздравлять с беременностью страшненько.

О будущих невестках

Точно знаю, как не надо вести себя с невестками. Конечно, своих детей надо любить, но я следую примеру мамы, а она была хорошей тещей. К моим мужьям относилась лучше, чем ко мне: «Ты очень тяжелый человек, Женя, – говорила она. – Пусть они с тобой не мучаются, отпусти их…»

О Михаиле Ефремове (втором муже)

Ефремов совершенно не может быть один: едва исчезает какая-то женщина, появляется другая. А мне абсолютно безразлично, кто ему жарит яичницу и стирает носки. Сегодня мы с Мишей по-прежнему дружим, и когда предлагают вместе сниматься, отвечаю согласием, даже не просмотрев сценарий… Я верю в него как в артиста безгранично.

Если бы Миша не изуродовал внешность своим образом жизни, он мог бы потрясающе играть героев-неврастеников. Ему бы просто не было равных.

Подготовила по материалам интервью Наталья Калиниченко