Хелен Миррен, урожденная Елена Васильевна Миронова, – внучка русского военного инженера и одна из наиболее титулованных британских актрис. Ее роли в сериале «Елизавета I» и фильме «Королева» были отмечены «Золотыми глобусами». Роль Елизаветы I принесла ей «Эмми», роль Елизаветы II – золотую статуэтку «Оскара» и приз Венецианского кинофестиваля. Королева Елизавета присвоила Хелен Миррен титул, равнозначный рыцарскому, – Дама ордена Британской империи.
Старшему поколению Хелен Миррен запомнилась ролью Цезонии в фильме «Калигула». В молодости почти во всех ее ролях были эротические эпизоды. Критики называли ее «секс-символом для интеллектуалов» и «сексуальной королевой британского театра». В 58 лет она снялась топлесс в фильме «Девочки из календаря» (2003). В 2011 году 66-летняя актриса получила титул «Тело года», обойдя в рейтинге Элль Макферсон, Келли Брук и Дженнифер Лопес. «Что за чушь! – возмущалась дама Хелен, – У Дженифер тело в триста раз лучше моего».
ЧИТАЙ ТАКЖЕ - Мария Арбатова: «Счастье – это все же готовность к удовольствию без последующей расплаты за него»
Русская англичанка всегда отличалась независимостью, бесстрашием и остроумием. В 70-е работала с прославленным Питером Бруком, выступая в странах третьего мира перед туземцами и сборщиками фруктов. Замуж вышла в 52 года за режиссера Тейлора Хикворда, с которым прожила 12 лет в гражданском браке. Среди недавних достижений – звезда на «Аллее славы» и премия Европейской киноакадемии «За вклад в мировое кино».
О детстве
Мой отец был русским, а мать – англичанка из рабочей семьи. Я росла с ощущением того, что называется «не пришей кобыле хвост». Во мне и в моей семье было что-то странное. Мне кажется, эта странность как раз и была тем русским, что было во мне.
Об учебе
Я не училась в театральном вузе. У меня педагогическое образование, так что я все еще дилетантка.
Об идеальной карьере
Моя карьера и ноги Кэмерон Диаз – вот был бы идеальный пример голливудской актерской карьеры.
О молодости
Мы все такие идиоты, пока молоды, хотя и не понимаем этого. Но так, наверное, и должно быть.
Самый тяжелый отрезок жизни – когда тебе двадцать. Ты выглядишь прекрасно и понимаешь, что никогда больше не будешь такой же, как сейчас. Но именно в этот момент чувствуешь себя особенно незащищенной, испуганной и сомневающейся во всем на свете. Это же так страшно – когда ты не можешь понять, что будет дальше.
Я жила с фотографом и позволяла ему фотографировать себя в голом виде – вела себя как девчонка, которая воображает, что эротика – это искусство. С другой стороны, будем честны. Тело – лучший продавец. Людям не нужны картинки церквей. Люди хотят видеть голые сиськи.
О себе
Такой уж я человек: в шкафу у меня одежда с барахолки, а в холодильнике – шампанское.
Как можно чаще удивляйте кого-то. В первую очередь – себя.
Будучи дочерью таксиста, я всегда любила самый короткий путь обратно.
Я страшно ленива и не слишком любознательна. Все, что у меня есть, – опыт. Сыграв в массе фильмов и театральных постановок, я научилась работать, не перенапрягаясь.
О молодежи
Единственное, что не к лицу молодым, – пластическая хирургия. Чистота юной красоты – это так чудесно.
Не люблю я этот вид хороших девушек – тех, которые изо всех сил хотят быть плохими.
О своих ролях
Ненавижу раздеваться перед камерой. Мне бы наоборот – приодеться.
Иной раз все, что тебе нужно – это выглядеть в кадре по-настоящему дерьмово, и тогда все решат, что ты великая актриса.
Скажите, а вы дали мне эту роль, потому что я получила «Оскар»? Никогда и никому нельзя задавать такой вопрос. Тебе, конечно, скажут: «Нет, ну что вы». Но это будет воистину чудовищная ложь.
Я всегда стараюсь найти человека, универсальность человеческой природы. В конце концов, мы все похожи, и неважно, каков уровень нашего благосостояния, какое происхождение или какой мы расы. Я всегда ищу то общее, что есть у людей.
О муже
Сложно, когда тебя режиссирует твой муж. Но замечательно приходить домой и спать с режиссером.
Я живу со своим мужем с 1986 года прежде всего потому, что он всегда высоко отзывается о моей работе. Если кто-то начинает критиковать, он говорит: «Дорогая, fuck them! Ты играла и выглядела прекрасно!»
Нет ничего такого, что свадьба меняла бы в отношениях между людьми.
Об актерах
Все актеры – жулики и бродяги. По крайней мере, должны ими быть.
Если говорить о британских актрисах, то большинство из них грезят о роли Офелии или Джульетты. У меня никогда не было подобных переживаний. Я практично отношусь к своей профессии и стремлюсь к максимальному разнообразию.
О мужчинах
Каждая женщина мечтает иметь рядом мужчину, который будет принимать решения за нее.
Мой первый настоящий бойфренд оказался очень милым и остроумным, у нас были прекрасные отношения. А потом у меня было много-много прекрасных отношений с разными милыми мужчинами. И сегодня я считаю мужчин прекрасными существами.
О моде
Это какое-то сумасшествие. Ты можешь купить пиджак за доллар в секонд-хенде. Или заплатить тысячи долларов за подобный в бутике. И если ты увидишь эти два пиджака на улице, вероятно, и не различишь, какой сколько стоит.
Мода – личное дело каждого. И плевать я хотела на чужое мнение.
Обожаю необычную обувь. В магазинах на Голливудском бульваре я покупаю туфли для стриптизерш – пластиковая платформа прибавляет 20 см роста.
Я люблю простоту, все скроенное по косой и летящее. Но свободный крой не приветствую – талия должна быть подчеркнута. Если верх свободный, то юбка обтягивающая. Если низ объемный, верх – по фигуре.
О внешности
Ужасное зрелище, когда красивая девушка сутулится в эффектном наряде.
Многие говорят, что я постарела и мне уже нельзя сниматься в таких ролях. И тут сложно спорить, я сама чувствую, что уже не так хорошо выгляжу...
У меня очень короткие и толстые ноги. Это меня страшно беспокоит.
О роли королевы Елизаветы II
Каждый раз, когда я вижу королеву, думаю: «О, так это же я!»
О времени
Время вдруг стало идти быстрее. Вы замечали это?
Не знаю ни одного хорошего способа убить время. Убивать время – это преступление.
О возрасте
Я принимаю свой возраст, потому что нет никакого смысла прятаться от реальности жизни. Реальность заключается в том, что если тебе очень повезло, то ты будешь жить долго и непременно состаришься.
Если вам дано стареть, то вы делаете это легко. Вы перестаете прилагать усилия. И это не значит, что все становится проще. Вы перестаете напрягаться и спокойнее относитесь к работе.
О политике
Слова политиков меня никогда не трогали, потому что они живут в мире компромиссов и прагматизма – а это идет вразрез с моим сентиментальным идеализмом.
Я вижу, как колесо вращается и вращается, ничего не меняя по существу. Я не живу политикой, но считаю себя гуманисткой, и у меня позитивное отношение к тому, что нас ждет… Но я боюсь, что насилие, которым отмечено прошлое, может вернуться.
О привычках
В Лос-Анджелесе я пью ровно столько же чая, сколько в Лондоне. Пакетики всегда со мной!
О вере
Я верю в сверхъестественное. До сих пор верю в фей и в лепреконов. Но я не верю в Бога.
О жизни
Главная сложность жизни – это научиться жить с нею.
О смерти
Стараюсь не думать о смерти. Чем старше становишься, тем меньше остается вопросов по этому поводу.
Некоторым актерам потрясающе хорошо удается смерть. Ведь это так сложно – остановить дыхание, когда в любой момент у тебя может зачесаться нос. Когда я умираю на сцене, я предпочитаю умирать за диваном. Или просто – в темном уголке.
О британцах
У нас есть много интересного помимо королевской семьи.
Под маской всем известной британской сдержанности скрываются качества, о которых мало кто подозревает: бунтарство, сила духа и даже некоторое безрассудство!
Жаль, что на роль злодеев вечно подбирают британцев. Мы совсем не такие высокомерные, недоброжелательные, зловредные снобы, какими нас изображают в кино. На самом деле мы модные и классные.
О Шекспире
Когда играешь в шекспировской постановке, всем кажется, что ты по-настоящему образованный человек. Люди даже представить себе не могут, что ты не понимаешь и половины из того, что говоришь.
Шекспир жил во времена самой жестокой цензуры. Если ты говорил что-то не так, тебе просто отрубали голову. Но посмотрите, как много свободы он нашел среди всех этих ограничений.
Об идеале
Когда я ищу вдохновения, я всегда смотрю на Анну Маньяни.
Совершенства в мире нет, так что приходится бороться с несовершенством.
О юморе
Предпочитаю французский юмор, он тоньше. Английский юмор грубее, язвительнее, он более жестокий и более сюрреалистичный, как в «Монти Пайтон» и телесериале «Маленькая Британия».
О порядочности
Это понятие исчезает в нашем обществе, где на экране в кино или на телевидении, а также в Интернете конфликты становятся все более ожесточенными, а люди все более мерзкими и безжалостными.
О Льве Толстом
Женские персонажи Толстого мне никогда не нравились. Мне кажется, что в своих книгах он принижает женщин. Поэтому, мне было интересно сыграть его жену, которая была в силах дать ему отпор.
Мне кажется, что у Льва Толстого была душа, которую с радостью принял бы любой Бог, если, конечно, Бог есть.
О русских
Я подходила к одному из фургонов, которые обычно ставят в павильонах студии для актеров, и вдруг увидела, что фургон буквально трясется, а из него раздаются дикие вопли и ругань. Я заглянула и увидела, как несколько русских актеров, занятых в том же фильме, что и я, сидят кружком и орут друг на друга, стуча кулаками по столу: «Твой Достоевский – дерьмо, вот Гоголь – настоящий гений!», «Да нет, это Гоголь твой дерьмо, а Достоевский просто прекрасен!» Представьте себе, увидеть такое посреди Голливуда! Ни один голливудский актер никогда не затеет такой спор! Это было так здорово, что я сказала себе «Да, я горжусь, что я – русская».
О детях
Меня часто спрашивают: «Почему у вас нет детей – вы их что, не любите?» Не то чтобы не люблю, просто никогда не хотела иметь. Как-то раз, было дело, – захотела захотеть. Подумала: «Ну, женщина же должна хотеть иметь детей!» Честно, очень старалась, но так и не смогла себя убедить. Полагаю, что для женщины вполне нормально нежелание иметь детей.
Взгляд со стороны
В Британии 60-х и 70-х годов эта красотка была сам секс – насколько это допускалось в английском театре и кино. И смелости ей до сих пор не занимать. Хелен чертовски хороша собой, а сейчас особенно. (Режиссер Джон Мэдден)
По материалам интервью Хелен Миррен подготовила Наталия Калиниченко