Фотограф Юлия Воль: "Я не художник, который нарисует все"

Интервью

Анна Иваненко

Экс-главный редактор

Читайте интервью с фотографом Юлией Воль. 

С фотографом Юлией Воль я познакомилась чуть более года назад — была ее первой моделью после долгого перерыва. Для меня в какой-то степени эта съемка стала переломной.

За это время мы не то чтобы не потеряли связь, но и начали общаться еще больше. Я подумала, что было бы здорово взять у Юли личное интервью. Сказано — сделано. Мы встретились за чашечкой кофе в Aroma Espresso Bar на Олимпийской и поговорили о профессии фотографа, рабочем процессе и подходе к людям.

  • Профессия фотографа — довольно распространенная в Украине. Как ты поняла, что это именно твое?

Я начинала, когда эта профессия еще не была такой популярной, как сейчас. Около 15 лет назад поняла, что хочу заниматься фотографией.

Однажды "по счастливой случайности" переходила в Киеве дорогу и попала под машину. Потом дома в гипсе было много времени и можно было его занять чем угодно. Я из fashion-журналов склеила фон и перефотографировала всех подружек. К сожалению, ничего из тех работ не сохранилось, слишком много переездов было в моей жизни.

  • Этого я не знала.

Я не сразу начала снимать. Потом еще доучилась в своих университетах. Было несколько временных работ. В конце 4-го курса второго университета случайно попала в газету "Сегодня" внештатным фотографом и "прижилась" на 2 года.

Я умею считать деньги и понимаю, сколько стоит фотосессия по затратам и сколько в нее вложено.

  • Кто ты по образованию?

Первое образование — менеджер в непроизводственной сфере — экономист, а второе — юрист-правозащитник. Я умею считать деньги и понимаю, сколько стоит фотосессия по затратам и сколько в нее вложено.

Что касается юридических скиллов, то, к сожалению, я научилась ими пользоваться не сразу. Но сейчас все мои арт-съемки и TFP (time for print) — когда все работают бесплатно для портфолио — все с подписанными договорами. По крайней мере, ты себе таким образом обеспечиваешь права. Помимо авторского, за мной остается имущественное право.

Именно в газете "Сегодня" я усвоила много законов фотографии. То, чему я научилась, — ловить момент, предсказывать поведение, движения, понимать задачу съемки — какой результат в конечном итоге должен быть.

  • Как ты попала в газету "Сегодня"?

Меня порекомендовали туда. Арт-директору понравилось портфолио и меня взяли. Сначала давали самые ужасные съемки: начиная от мусорников и заканчивая ямами на дорогах. Со временем я начала фотографировать концерты и вечеринки. Мне тогда было 25 лет и было очень интересно. Именно тогда я впервые получила хорошую камеру. Постепенно все убедились, что у меня получается. Тогда еще в газете была должность главный художник, который меня постоянно спрашивал: "Вот что ты имела в виду? Что та или иная фотография собой показывает?".

Именно в газете "Сегодня" я усвоила много законов фотографии. То, чему я научилась, — ловить момент, предсказывать поведение, движения, понимать задачу съемки — какой результат в конечном итоге должен быть. Например, "Танці з зірками" лучше всех снимала я, потому что сама танцую и по музыке понимаю, в какой момент сделать самый удачный кадр.

Так как я была внештатником, то мой гонорар напрямую зависел от выхода материала. Если фотографии не публиковались, то, соответственно, не было гонорара. И неважно, что ты мог снимать весь день. Но я усвоила логику подачи материала — как нужно проиллюстрировать, чтобы фотографии вошли в номер.

  • Насколько фотографу необходимо профильное образование?

Начинала я без образования в этой сфере. В газете были 4 фотографа и художник, которые доходчиво объясняли, даже иногда с матами. Александра Яремчука я считаю своим первым учителем в фотографии. Как ругал он, не ругал никто :) Потом было много курсов, семинаров, туториалс. Но самым ценным вкладом в развитие в профессии считаю обучение в Школе Визуальных Коммуникаций в Киеве, там я изучала базу: композиция, цвет, пропедевтика, психология восприятия, креативные техники и дизайн-мышление. С мышлением также помогает личный опыт в качестве клиента в работе b2b, который у меня появился, когда я занималась развитием своего бренда ювелирных украшений и парфюма.

  • Какими знаниями должен обладать фотограф?

Основы композиции, типы света, цвет, технические навыки, вкус и психология, если он работает с людьми. Еще он должен понимать, как будут использоваться эти фото.

Вкус воспитывается за много лет методом смотрения не прекрасное, на тысячи и тысячи изображений. Ты всматриваешься в них, ищешь, что именно тебя впечатлило, и со временем начинаешь снимать лучше. Постепенно начинаешь видеть больше уже в самом процессе.

Некоторые рекомендуют много снимать и учиться на своих ошибках. А я рекомендую снимать мало, но тщательно разрабатывать каждую съемку и в каждой ставить себе сверх задачу. Это значит — учиться делать что-то совершенно новое или отрабатывать какой-то принцип, цвет, свет, ракурсы, режим съемки... При таком подходе много снимать не получится, не успеешь качественно или переварить или подготовиться.

Даже в каждой клиентской съемке ставлю себе какую-то сверхзадачу, не говоря уже о творческих экспериментах с моей командой. Сейчас мой акцент стоит на цвете: сочетания цветов, цветокоррекция и мягкие переходы между цветами, годом ранее оттачивала композицию.

  • В чем твое отличие от других фотографов?

Все работают очень по-разному, у каждого свое видение, восприятие и жизненный опыт. Я тащусь от света и от тени, это для меня — как золото для финансиста, который знает, что с ним сделать, чтобы оно работало на генеральную цель.

Мое отличие еще в том, что я вижу лица, пропорции и лучшие ракурсы. Воспринимаю человека не так, как он привык себя видеть, чаще всего вижу его более красивым и могу показать это. Но бывали и исключения.

В среднем я снимаю 200-250 кадров за 2 часа работы. Из них остается от силы 15.

  • Есть ли люди, на которых ты равняешься в глобальном плане?

Мне нравится то, как работал со светом недавно умерший Питер Линдберг. Также созвучна с его мнением, что женщина не должна быть глянцевой обложкой. Женщина — живой человек с определенным опытом, который виден в ее выражении лица, в морщинках.

Недавно читала биографию фотографа Хельмута Ньютона, — он просто опирался на себя, свою историю и свой вкус. Это свобода, которой мне много лет так не хватало. Опираться на себя.

На меня сильно повлияло творчество Сальвадора Дали. Когда была в Фигерасе (город в Испании — ред.) в его доме-музее это был нырок в другую реальность. Дали действительно гений своего времени. Он казался сумасшедшим, нарушал все правила, которые считал нужным нарушить. Казалось бы, это все безвкусица и китч, но если вглядеться в его работах соблюдены самые базовые принципы композиции, перспективы, цвета. И уж он очень хорошо разбирался в психологии восприятия.

  • Ты сейчас хочешь двигаться в направлении арт-фотографии. Почему?

Я хочу создавать работы, которые люди будут покупать и вешать дома на стены для вдохновения, для создания атмосферы, а со временем — и для инвестиций. Это направление называется fine art. Мне чужда эстетика и тематика современного искусства — бомжи, шрамы, трагедии, мусор и т.д.. Мне лично не болят социальные темы, понимаю их важность и нужность, но мне болят мои персональные темы. Сделать что-то достойное можно лишь изнутри себя. Никогда тема, которая тебе не откликается, не зазвенит в твоей работе. Произведение будет сделано качественно, но в нем не будет чего-то важного. Оно будет пустым эмоционально.

Но мой fine art тоже не совсем чистый, я беру свои актуальные внутренние вопросы и творчески перерабатываю их в эстетичное изображение. Сейчас есть начатый проект Stages of a woman, там 4 фото, три из которых опубликованы в инстаграм. И еще три проект в разработке на разных стадиях.

  • Расскажи о своих увлечения.

Я — фрик по молодости и телесным вопросам. Я не за искусственные омолаживающие техники, а возвращение к тому здоровью и активности, которое было в молодости. Править лицо нужно начинать с чисток организма, с питания на клеточном уровне, с лечения всех болезней, начиная с причин. На самом деле, не знаю, что считать увлечениями. Вот графика — это увлечение или работа? А коллаж? Живопись? А чтение книг по психологии? А путешествия? Мои ювелирные коллекции и парфюмы — это что?

  • Отличается ли мужское видение фотографии от женского?

У женщин и мужчин действительно разное видение мира и оно отражается в работах. Перепутать невозможно. Очень отличается способ восприятия и способ взаимодействия с миром — мы абсолютно разные. У мужчин фотографии более ясные и четкие, яркие цвета из-за цветового восприятия. Мужчинам не нужны полутона, им нужно четко понимать — "вот он мамонт". У них чаще сами по себе цвета более контрастные. Сама картинка более ясная.

И ещё разница в подаче обнаженного тела. Как подают обнаженных женщин и как подают мужчин — и это сильно большая разница. Хочу снимать мужчин так, как примерно бы снимали мужчины женщин. Сама не знаю, что получится, но вот исследую.

Мужчине не нужна помощь, чтобы что-то открутить, перенести тяжелое. Женщина физически не все может сделать. Здесь нет сексизма. Женщина — полноценная, но она другая. Мужчина не может сделать того, что может сделать женщина. Я за гендерное равенство, но мы — разные.

  • Недавно ты открыла свою студию Julia Woll’s Art Studio. Расскажи о ней.

Уже месяц, как я официально обозначила, что у меня открылась студия. Долго к этому шла. Когда-то до перерыва в фотографии была в субаренде — скинулись с другими фотографами — мы арендовали помещение, у каждого было по 2-3 стоечки света и нам этого хватало для хороших съемок. Потом я уходила на определенное время из фотографии. И вот сейчас больше года назад вернулась и пришло время для своей студии. Я свою студию не сдаю, это мое рабочее пространство — там снимаю свои проекты и своих клиентов.

Также со мной работает стилист по волосам и визажист Влада Шевченко и стилист Алена Яблонская.

Сейчас я хочу "обкатать" студию, исследовать ее и свои возможности. Есть естественный свет, прямые лучи, рассеянный, искусственный свет с разными насадками, фильтрами.

  • Как ты находишь подход к каждому человеку?

Люди находят меня сами, что порой удивляет, в основном приходят из Facebook. Стали вспоминать старые клиенты.

Перед съемкой я предварительно встречаюсь с человеком, чтобы пообщаться тет-а-тет. Все люди, которые не участвуют в съемке — лишние и "съедают"часть творческого потока.

Мне важно лично пообщаться с человеком, понять, что у него происходит в жизни, узнать детали и задать главный вопрос: "Зачем ему эта съемка?". Становится понятно — в процессе разговора все выкристаллизовывается. После разговора я понимаю, как это можно подать.

Широкие возможности — когда в кадре профессионал — модель, актер или человек, который часто фотографируется. Для обычного человека самое главное быть в моменте — здесь и сейчас. Я даю секретные упражнения перед съемкой, но не все их делают. Это не зарядка, а специфическая настройка на работу. Очень легко снимать людей, которые принимают себя, свои страхи, неуверенность, им главное, что они в дружбе с собой.

  • Как ты можешь описать свой процесс работы с людьми?

Фотограф все равно обнажает. Я — так точно. Мои съемки для клиентов по запросу — интимный диалог или монолог.

У меня было достаточно жизненных обстоятельств, которые научили меня видеть и хорошее, и плохое, и боль, и страх. Человек в кадре это понимает и нужно быть готовым к тому, что это увижу я и моя камера. Хотите быть другим, чем в жизни — это не ко мне. У человека может быть потенциал, который готов его выплеснуть, а если этого вообще нет, то что мы сделаем?

Есть пределы того, что я могу исправить. Немного увеличить рост, немного снизить вес, сияние в глазах, стиль утончить, если нужно по задумке. Иногда то, что человек хочет показать — не получается, и тут я бессильна. Я не художник, который нарисует все. Да, в фотошопе могу чуть подправить — в пределе этических норм.

  • С кем ты не будешь работать?

С человеком, который придет с референсами и скажет: "Сними меня именно так". Конечно, могу посмотреть, если человек хочет, чтобы снимала именно я — эксперимента ради можно попробовать, но не могу гарантировать именно такого же результата. Могу примерно ориентироваться на референсы, но все равно получится так, как вижу это я.

Также я не буду работать с человеком, с которым не нахожу общего языка.

Больше не работаю по бартеру, — был печальный опыт. Я всегда прошу для бартерных съемок много условий — кого снимаем, как, где, какой мейк, одежда... Один раз согласилась и попала на "филлеро-ботоксный ад": губы, брови, ресницы, блестки, кудри, кружевные платья. У меня был культурный шок, но если я пообещала, то не могу просто развернуться и уйти. Подставишь людей и это тебе минус в карму.

Если моменты возникают в процессе, то я стараюсь сгладить ситуацию. Бывали — когда не смогла этого сделать. Ты не всегда знаешь, что у человека внутри и не всегда в ресурсе сам.

Люди, лоббирующие свое мнение, не прислушиваются. Я не презентую себя, считаю, что лучше пусть работы говорят сами за себя. Либо они вам нравятся, либо — нет. Когда идет чуть недоверие ко мне как к специалисту, то мне начинает становиться некомфортно, а если так — просто не сниму то, что могла бы снять. Моральный комфорт — первое. Деньги — второе.

БЛИЦ

Фотография для тебя это жизнь.

Никогда не говори никогда.

Главный жизненный урок, который ты усвоила за последнее время — никогда не обещай.

Счастье в проживании момента, ты в потоке жизни и тебе ничего не нужно анализировать.

Вдохновение в том, за что прямо сейчас зацепился взгляд. От мысли до реального материального мира.

Цели на ближайшее время — завершить работу над студией(осталось пару шагов), а также снять материал для своих проектов и подать заявки в резиденции, конкурсы и выставки.

Благодарим Aroma Espresso Bar за гостеприимство.

Фото: Анна Либова