Качества личности Лу Андреас-Саломе позволяли ей создать лидеров высшего эшелона. Как только не называли Лу Андреас-Саломе? Самая исключительная женщина Европы... Самая свободная… Воплощенная философия Фридриха Ницше...
Она определенно принадлежит к категории создательниц гениев. Она не ваяла их, скорее - умело провоцировала. И некоторые из избранных ею крупных личностей становились под ее чарами гениями, но некоторые, не выдержав, погибали. Однако, называя ее одной из самых блестящих и обаятельных фигур своего времени, никто не осмелился назвать ее просто счастливой. Эта женщина изначально не была предназначена для жизни в паре и, следовательно, для гармонии. А достичь гармонии не так сложно, как может показаться.
Попробуем для верности заглянуть в ее глубины как личности. С юных лет Луиза пытается проникнуть в те области, которые сближают ее с мужчинами-интеллектуалами и выделяют из среды женщин. Она слушает университетские лекции (когда еще не существовало высшего образования для женщин), высказывает шокирующие окружающих желания: поступить в Цюрихский университет, учиться у известного во всей Европе протестантского теолога. Одним словом, поднимает планку своего восприятия сразу на высоту мирового уровня.
Несмотря на это, Луиза не возводит в догму идею для женщины «быть кем-то» в смысле профессии, она настаивает на возможности самодостаточности женщины безотносительно ее социальной деятельности. По версии Саломе, женщина «представляет собой организм, замкнутый на самом себе и в самом себе черпающий счастье существования». В какой-то степени она вкусила славы – скорее всего не связанной с какими-либо профессиональными достижениями. Да, великий Зигмунд Фрейд трижды процитировал одну из ее психоаналитических работ. Лу старательно приобщалась к психоанализу, но назвать ее крупным ученым или вообще новатором в этой области было бы непростительным преувеличением (а заодно и некорректным по отношению, скажем, к таким известным исследовательницам, как Карен Хорни или Фрида Райхманн). Она писала книги, но назвать ее писательницей без натяжки так же сложно.
Так кем она была, и каковы ее победы? Всякий, кто прикасался к образу Лу Андреас-Саломе, тотчас вспомнит эпохальную фотографию, на которой она гордо высится в колеснице с многозначительно демонстрируемым кнутом в руке, а впряжен в ту колесницу вместе с прусским философом Паулем Рэ никто иной, как сам Фридрих Ницше! Конечно, она выжала максимум из своего знакомства и неудавшихся отношений с великим мыслителем цивилизации.
Но эпатажное фото – лишь декорация к образу Лу. Эта насмешница хотела стать роковой женщиной и стала ею – в сотрудничестве с мужчинами, образы которых и подчеркнули ее силу. О да, маленькая, худенькая и бесконечно горделивая девочка Лу была достаточно умна, чтобы виртуозно общаться с выдающимися личностями. То и дело, она отвечала сокрушительными отказами на их предложения выйти замуж. Она, эта жрица вдохновения, бродящая среди наук и искусств, раздающая лучшим искателям идеи, гипотезы, посылки, подсказки. Лишенная материнства (из-за падения с дерева Лу не могла иметь детей), она передает лучезарную энергию тем, кого сама избирает среди борющихся за признание мужчин… Вот как звучит описание ее величественности: «Такой «коллекции» потерявших голову знаменитостей не встретишь более ни в одной женской биографии. Лу была «Великой русской революцией» в жизни Ницше, ее боготворил и воспевал Рильке, ею восторгался Фрейд, ее собеседниками были Ибсен и Толстой, Тургенев и Вагнер…».
ЧИТАЙ ТАКЖЕ - Женщины, открывшие миру гениев: Елена Рерих
Крайне важно, что для Лу интимная связь неотъемлема от ее пытливо-ненасытного желания получать знания от мужчин. Однако, в отличие от Коко Шанель, она умеет и отдавать идеи, обогащать партнеров. Впрочем, ее доктрина непоколебима и звучит для противоположного пола как неумолимый приговор: «Я буду вечно верна воспоминаниям, но не мужчинам».
К особым ее достижениям можно отнести идею Заратустры у Ницше, а заодно и загадочную концепцию сверхчеловека, которая со временем увековечила самого мыслителя-динамита. У нее было и особое чутье на сенсацию. К примеру, когда труды уже сошедшего с ума Ницше стали потрясающе модными, она совершила чисто журналистский трюк – рассказала в статьях о своих приватных отношениях с умирающим философом.
Так чем же притягивали внимание мужчин эти женщины? В первые минуты знакомства – вполне уместной прелестью женственности с явным эротизмом. Но первое же общение давало понять мужчине их неординарность, широту мировоззрения, панорамное видение мира, собственные незаурядные суждения, и все это – на фоне очень ярко выраженного, четко обозначенного агрессивно-наступательного образа мышления. Мужчина, сталкиваясь с такими личностями, тотчас понимает: это не просто исключительная женщина с прорывным характером, это – роковая женщина.
«Быть женщиной и смириться с участью эротической доминанты - означает лишить себя всего, на что способен человек в других сферах»- говорила Лу Андреас-Саломе. Свое женское она рассматривала только сквозь призму служения личности, как фактор воздействия на разум.
Кстати, вероятно, стоит взять на заметку такой небезынтересный нюанс: практически все великие создательницы гениев – славянки или носительницы образа мышления, характерного для славянских женщин.
Прочитай невероятную историю одной славянки, которая заставила самого Сальвадора Дали выйти навстречу своему триумфу – Елене Дьяконовой (Гале).