Книжные сериалы. Пять украинских писателей, способных увлечь нас своими мирами и героями
Современной украинской художественной литературе катастрофически не хватает героев. Нет, яркие, запоминающиеся персонажи, конечно же, имеются. Но вот чтобы этих персонажей "хватило" на целый литературный цикл — таких можно по пальцам пересчитать. Мы отобрали для вас пять писателей, создавших увлекательные миры и героев, похождения которых вылились в настоящие литературные сериалы.
Лада Лузина
Именно госпоже Лузиной принадлежит самый "долгоиграющий" украинский литературный цикл романов — "Киевские ведьмы"! Первая книга мистико-городского цикла "Меч и Крест" вышла 15 лет назад — в 2005-м году.
Крайняя на сегодня — "Бесы с Владимирской горки" — в 2020-м. Всего сага насчитывает уже больше 10 романов.
Пожалуй, этот цикл — один из самых увлекательных из всего, что было написано о Киеве за последние лет 50. Это истории трех киевиц — ведьм, обладающих даром перемещаться из настоящего в прошлое, разговаривать со старинными домами, и оберегающих покой Города от происков темных сил. У Лузиной получилось создать удивительный мир, который словно мозаика состоит из множества ярких кусочков. Тут убийства маньяка и жертвоприношения с помощью… плотины, революция и первые феминистки, Ахматова и Булгаков, бесы и гении. И все это крепко подогнано и скреплено отличным знанием киевской истории.
Читать книги о "Ведьмах" однозначно стоит по порядку, а не в разнобой.
Владислав Ивченко
Обычно, когда журналисты пишут о книжном цикле Ивченко "Найкращий сищик імперії Іван Підіпригора", то обязательно добавляют что-то вроде "наш Фандорин". Представляю, как автора достала подобная "упростительная сравниловка". Тем более, общего в этих циклах лишь профессия героев — оба они частные детективы. И время действия: начало ХХ века.
Первая книга цикла — "Стовп самодержавства, або 12 справ Івана Карповича Підіпригори" вышла в 2011 году и была написана в соавторстве с Юрием Камаевым. Остальные шесть романов были написаны Ивченко уже в гордом одиночестве (крайняя книга "сериала" вышла в 2018-м).
Главный герой цикла — вышедший в отставку экс-агент охранки Иван Пидипрыгора, переквалифицировавшийся в частного детектива. "Фишка" книг Ивченко — совершенно необузданная фантазия (это комплимент!) автора, щедро приправленная отличным юмором. Пидипригора решает как чисто криминальные задачи, так и необычные — к примеру, сражается с инопланетными тварями (отличная пародия на "Хищника"), совершает необузданный алкогольный трип на войну (чувствуется аллюзия на "Бравого солдата Швейка" Гашека) и даже снимается... в порно. Звучит дико, но Ивченко хватает умения и такта не скатиться в треш. К тому же, в книгах с лихвой хватает серьезных, даже драматических страниц, а сам герой постепенно избавляется от верноподданнического преклонения перед царем-батюшкой. Украинские корни берут свое.
Читать книги цикла можно в разнобой. Но по порядку — все же интереснее. Да и моральная трансформация героя так прослеживается более явно.
Богдан Коломийчук
Все мы, кто не из Львова, привыкли, что это город романтичной праздности, кофе и архитектуры. Благодаря писателю Богдану Коломийчуку, вы увидите другой Львов — начала ХХ века, мрачный, полный гнили и ветра, срывающего с костей мясо, город нищих, проституток и убийц, для которых пустить человеку кровь, что сигаретку выкурить.
Но есть у этого города и герой (точнее антигерой) — комиссар Адам Вистович — человек, в силу профессии и времени, жестокий, злой, но умный и цепкий. Он не чурается "некрасивых" подходов в выбивании информации с помощью выбивания зубов или поломки пальцев подозреваемому. В нем много плохого и откровенно неприятного, но свое дело он знает. И если уж он встал на след убийцы, то с этого следа его может сбить лишь пуля, пущенная в его упрямый лобешник.
Впервые Вистович появился перед читателем в 2014-м — в книге "Таємниця Єви". После чего последовали "В’язниця душ", "Небо над Віднем", "Візит доктора Фройда", и, последняя на сегодня книга цикла, — "Готель "Велика Пруссія"" (2019-й год).
Читать книги можно в разнобой.
Геннадий Титов
Как и многие дебютанты, Титов сразу замахнулся на роман. Но, в отличие от многих дебютантов, этот свой роман он успешно довел до конца. Правда, при этом у него получился такой увесистый "кирпич", что в издательстве, куда он его приволок, на дерзкого Титова аж руками замахали. Дескать, вы с ума сошли? Кто ж такую толстенную "энциклопедию" в метро читать будет? Но так как роман оказался хорош, то от него было решено не отказываться, а сделать следующий "финт": разбить "кирпич" на три книги.
В итоге читатель получил на выходе целый фантастический цикл: "Три сторони медалі: Аверс / Реверс / Гурт". Первые две части вышли в 2018-м, а третья — в 2019-м.
Читать книги следует строго по порядку, а иначе рискуете ни черта не понять. Действие развивается энергично, а намешано в "Медали" всего: тамплиеры, современные спальные районы Киева, средневековье, загадочное наследие и странные рукописи, разнокалиберная потусторонняя дрянь и мистика — и все это падает на голову молого киевского скульптора Саши Савченко. Тут ни то, что на три книги — на все семь хватит событий и фантазии! Конечно, если очень уж захотеть, то к циклу можно попридираться — есть к чему (все-таки это дебютная книга писателя и в ней без шероховатостей не обошлось). Вот только делать этого совершенно не хочется. А хочется просто "проглатывать" страницы и радоваться, что полку украинских фантастов прибыло.
Радий Радутный
Что ни говори, но как показала мировая практика, самые благоприятные для "литературных сериалов" жанры — это детективы и фантастика. Вот и пятый участник нашего ТОПа — Радий Радутный — тоже фантаст.
В цикле Радутного "Темная синя вода" три книги: "Джерело" (2016 г.), "Ручай" (2017 г.) и "Потік" (2018 г.). По сути, перед нами вечная история о старых-добрых "попаданцах". По воле писателя, один из них — Юрий — наш современник, "загремевший" в Киев ХVIII века. Другие "попаданцы", с которыми ему предстоит познакомиться и вместе выживать в непредсказуемом прошлом — из ХХІІ века.
Как по мне — самые слабые страницы книги — начальные. Там, где Юрий все еще пребывает в настоящем. Автору словно самому скучно в современности, и он пытается оттуда поскорее улизнуть. Может, конечно, это вкусовщина, но мне показалось именно так. Но как только герой попадет в прошлое — все вокруг словно вздохнет на полную грудь и действие обретет жизнь.
Читайте также: Булгаков и кино. Пять экранизаций, о которых вы, скорее всего, не знали!