"Віддана". Наша Амели, или Всепоглощающая любовь и ненависть по-украински

Новости культуры

Александр Панченко

Кинообозреватель

В прокат выходит фильм "Віддана" ("Преданная") — долгожданная экранизация романа Софии Андрухович"Фелікс Австрія", признанного в 2014-м книгой года BBC. Бюджет картины — 60 млн грн.

Судьбоносный огонь

Сюжет разворачивается в Станиславове (современный Ивано-Франковск) времен Австро-Венгрии. Главные героини — две девушки — разные настолько, насколько могут быть разными "небо и земля", "день и ночь". Светловолосая Адель (Алеся Романова) — изысканная и капризная "панянка". Темненькая Стефа (польская актриса Марианна Янушевич) — ее преданная кухарка и служанка, выносящая за своей хозяйкой ночной горшок. Обе девушки росли вместе — их свел огонь, чье ненасытное пламя унесло жизни их матерей.

Отец Адель, доктор Ангер (Александр Кобзарь), принял Стефу как родную — она даже училась в одной школе с его дочерью. И когда Ангер умирал, то его последними словами были: "Стефа, тебе будет тяжело, но ты должна служить Адель". А разве можно нарушить последнюю волю человека, ставшего твоим благодетелем? Даже если это служение чужой жизни разрушает твою собственную?

Разбор

Я — поклонник романа Андрухович. Ценю "Феликс Австрию" за интригующий сюжет, "живых", объемных героев, за достоверно воссозданный быт того времени (особенно удачно передана атмосфера, царящая на кухне — "кабинете" Стефы), и неожиданным, бьющим обухом по голове финалом. Но главное — все это великолепие написано невероятно красивым украинским языком. Словно кто-то взял крючок и начал плести немыслимой красоты кружева. Только вместо нитей — слова.

Потому, когда я впервые посмотрел трейлер к фильму, то был жутко раздосадован. Я увидел в нем каких-то двух женщин, которые полролика жизнерадостно и смело демонстрировали свои прелести. Нет, я, конечно, люблю красивое "ню", вот только при чем тут тогда Андрухович и ее роман?

Так вот, этот ролик — главная "подлянка" фильму. Потому что зритель, книгу не читавший, ждал "клубничики", или как сказала одна разочарованная зрительница на выходе из кинозала "а я думала, это фильм о лесбиянках" (и я это сейчас не выдумываю!). То есть, зритель пошел на эротику, а получил... отличную экранизацию романа. А вот те, кто как раз ждал именно экранизацию… не факт, что их не отпугнет трейлер. И будет жаль, если таки отпугнет, — экранизация действительно удалась.

Понятно, что книга острее, глубже и многослойнее. Но и фильм получился на уровне (даром, что это первая большая работа для режиссера Кристины Сиволап). Картине удалось не просто передать настроение романа, а ухватить его суть. Убедительно показать, как часто и глупо мы придумываем то, чего на самом деле нет. И как мы упорно верим в это самое придуманное, и к каким драматическим последствиям эта слепая вера может порою привести.

Большой удачей для фильма стали ведущие актрисы — сумевшие точно попасть в образы, созданные Андрухович. При этом, говоря про актрис, не возможно не отметить работу художника по костюмам — дизайнера Леси Патоки. Работу она проделала титаническую — таких изысканно прекрасных ретро-нарядов наше кино еще не знало. Тут роскошные шляпки и платья, расшитые чулки и корсеты. При этом от костюмов нет ощущения (как это бывает в наших сериалах), что их только что достали из костюмерной, стряхнули с них нафталин, на скорую руку перешили и вот вам, — получайте, старину. Нет, каждый наряд — это настоящая ода шелку, бархату и жемчугу, которым щедро украсили перчатки и пояса Адель.

Не менее хороши и декорации, в которых разворачивается история. Чего только стоит дом с удивительной и прекрасной витражной крышей, в котором живут героини

Наша Амели

Несмотря на серьезные темы, затронутые в картине (преданность, самопожертвование, любовь и ненависть) экранизация получилась легкой, какой-то чуточку "витающей в облаках" (в самом хорошем смысле этого выражения!). Есть в ней что-то от настроения "Амели" — культового фильма с Одри Тоту. Некая абсурдная фантасмагоричность. Тут тебе и ожившие портреты, и ехидная, болтливая рыба, издевающаяся над служанкой до тех пор, пока та, в праведном гневе, не зажарит ее в печи.

Кстати, гастро-сцены (а их в фильме не мало) сняты так аппетитно, что закрадывается подозрение, а не помогали ли в их съемке какие-то приглашенные модные фуд-фотографы. Потому что все, что есть в кадре, — шипит, дымит и хрустит так смачно, что после фильма сразу хочется бежать в ближайший ресторан — предаваться чревоугодию!

УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ: