"Мої думки тихі": размышления психолога Вероники Ермольчик на тему дисфункциональных семей на примере фильма

Новости культуры

"Мої думки тихі" — нашумевший фильм украинского производства, который прямо сейчас идет в кинотеатрах. Фильм пользуется большой популярностью у зрителей и у критиков. И Вероника Ермольчик, известный психолог и гештальт-терапевт, поделилась с читателями HOCHU.ua размышлениями на тему дисфункциональных семей на примере фильма.

Далее публикуем текст авторства Вероники Ермольчик.

Люди, с которыми я обсуждала этот фильм, в большинстве своём, поделились на два лагеря.

Первые — те, кто нашёл его исключительно смешным. Даже выходя из зала кинотеатра, я слышала, как дамы всё ещё хохотали и были в исключительно приподнятом настроении.

Это натолкнуло меня на мысль о том, какими сильными могут быть психологические защиты. Ощутить всю тоску и безысходность ситуации, показанной в фильме, сил может хватить не каждому. "Щоб не плакать, я сміялась" — сказала когда-то Леся Украинка, и эта фраза то и дело всплывала в моём сознании на протяжении всего фильма.

Есть и вторая, к моей радости, большая часть зрителей, которые остались в подавленном состоянии после этой, абсолютно точно, замечательной трагикомедии.

Я отношусь к этой части. Мне было болезненно сложно смотреть вторую половину фильма. Чувство унижения окутывало с ног до головы.

Хочу немного углубиться в отношения двух главных героев. Мама и взрослый сын. Каждая фраза и жест отзываются в сердце среднестатистического зрителя этой картины. Эти отношения знакомы нам до боли. Почему же такое гнетущее чувство остаётся после. Вроде ведь было смешно и жизненно.

Потому что практически все семьи в нашей стране и ближайших странах — дисфункциональны. Как и главный герой, моё поколение уже прочитало много книг и сходило на тренинги, мы знаем, что "мама мене в тебе нема" — тут он вроде пытается как-то противостоять маме, но всё это идёт из головы. Реального отпора молодой человек дать не способен, ведь "знать" не значит "уметь". Он — её собственность. Он никуда не может от неё деться. Он мальчик, которого могут в любой момент ударить по губам. Она, или кто либо другой. У него можно что угодно отобрать, засунуть в карман наркотики, унижать. Он всегда самый высокий в комнате, но он всегда чувствует себя ниже даже самого убогого гопника.

Дело в том, что если ты воспитан как имущество, как бесправный маленький мальчик, ты рискуешь остаться им навсегда. И любой будет в силах вытереть об тебя ноги.

Главный герой проявил проблеск жизни только в ситуации крайней обиды и отчаянья — когда ему выбили дорогой зуб. Но и эта искра зажглась и погасла.

Гнетущее чувство, которое не отпускает после фильма — это ваша здоровая часть. Психика ещё способна услышать и ощутить унижение и это состояние требует разрядки.

Такие отношения в семье — это не приговор. Да, наши родственники не станут уже другими. У нас нет власти над тем, чтобы как-то на них повлиять. Блеять в машине — "ну мама, ну я не твоё имущество" — тоже не поможет. У вас есть власть только над собой. Можно идти и учиться новым способам. Можно научиться чувствовать свои ноги, и свою способность встать и уйти. В любой момент вашей жизни можно принять решение прекратить быть объектом. Чтобы менять свою жизнь, придётся приложить массу усилий. Но это стоит того не только для себя, но так же и чтобы не передать чувство собственной ничтожности своим детям.

После просмотра фильма, если вас никак не отпустит — можно полечиться просмотром старого доброго американского "Управления гневом". Его концовка поможет вам закрыть этот гештальт, и увидеть, что есть свет в конце тоннеля.

кадры из фильма "Мої думки тихі" 

Также смотрите рецензию на фильм "Судить по совести".

Фото: пресс-служба