"Я совсем не мечтательница": интервью с издателем Юлией Орловой о статусе бизнес-леди, гендерности в профессии и успехе
Мы продолжаем делиться с читателями опытом известных и успешных женщин, которые состоялись в жизни как профессионалы. В этот раз героиней интервью стала Юлия Орлова — номинант премии "Женщина Украины 2020" в категории "Бизнес. Менеджмент".
На днях в своем Facebook Юлия прокомментировала выдвижение именно в этой категории: "Недавно в интервью меня спросили: а вы бизнесвумен или мечтательница? Судя по номинации "Бизнес. Менеджмент", в которую я попала, я совсем не мечтательница", — отметила издатель.
"В действительности я очень благодарна 4women.ua за номинацию. Для меня это повод привлечь внимание к тому, что действительно существует издательский бизнес, в котором:
- работают crazy-люди, потому что отрасль не денежная;
- работают, по большей части, женщины;
- и это один из немногих бизнесов, направленных на создание и воспитание интеллектуально развитой нации".
Что такое быть женщиной в бизнесе, как бизнес меняет жизнь женщины и мир вокруг женщины — мы спросили у Юлии Орловой в эксклюзивном интервью для HOCHU.ua.
-
"Бизнесвумен" — кто она? Каково красивой хрупкой женщине ощущать себя именно в номинации "Бизнес. Менеджмент"?
Для меня действительно важна и, на самом деле, очень приятна эта номинация. И это не тщеславие: мы все нуждаемся в некоторой оценке наших действий, конечно же, если только это не болезненная зависимость от чужого мнения.
Поэтому мы все чутко реагируем на внешние проявления. А почему для меня важна именно номинация бизнес-менеджмент? Думаю, это привлечет некоторое внимание к бизнесу, которым я занимаюсь, и позволит мне более полно воплотить свою миссию и как руководителя этого бизнеса, и как человека — миссию популяризации чтения в нашей стране.
-
Если вернуться к истокам — каково было впервые почувствовать себя "в бизнесе"? Как произошло "перерождение"? Чего боялись?
Как такового яркого перерождения не произошло. Моя предпринимательская деятельность сложилась таким образом, что в 23 года я уже была директором книжного магазина. Если говорить о страхах, то мне кажется, они преследуют если не всех, то очень многих. Я на самом деле очень многого боюсь. Я боюсь, что меня не поймут, я боюсь, что не справлюсь с какой-то задачей, что мне не хватит сил или каких-то квалификационных навыков. Я боюсь, в конце концов, какого-то провала. Стандартные страхи, как у всех людей. Единственное, что чем больше мне страшно, тем сильнее внутри меня созревает некий посыл, протест простив этого страха и ощущение, что именно навстречу этому страху мне и нужно идти. Это происходит интуитивно, и мне кажется, что это и есть самый правильный путь для меня.
-
На чем вы были сосредоточены в первую очередь, как выстраивали издательский бизнес, который сегодня входит в ТОП-3 в Украине?
Выстраивала бизнес я не сама. У издательства Vivat есть владелец, мой партнер, Сергей Яковлевич Политучий. Я считаю, что в истории успеха издательства — огромная заслуга именно Сергея Яковлевича. Он великий психолог и гениальный руководитель. Он очень четко понял, где мои сильные стороны, а где — слабые. Он не стал подтягивать слабые стороны, просто отдав эти функции другим людям, однако смог максимально усилить мои сильные стороны. Самое главное, что он сделал — это создал атмосферу развития, такую, при которой и мне, и команде хотелось развиваться. И в его лице я чувствую и поддержку, и защиту, и опору.
Я же была владельцем бизнеса 11 лет, но все наиболее значимые успехи произошли именно в издательстве Vivat, когда я стала работать с Сергеем Политучим.
И второй момент — это моя команда. Я уже неоднократно говорила, что издательский бизнес — это, прежде всего, интеллектуальный бизнес. И основную роль в нем играют люди. И здесь это совершенно не "комплекс самозванки" с его склонностью приписывать успехи, заслуги и достижения не себе, нет, просто это реально именно так и работает. Именно такая бизнес-модель в нашем издательском бизнесе. Люди анализируют тренды, люди подбирают книги, люди готовят оригинал-макеты, люди редактируют, люди делают качественные обложки, проводят пиар-кампании и рекламируют книги — это все делают люди. И по сути мне очень повезло, что в издательстве собралась достаточно серьезная постоянная команда. Безусловно, она меняется с течением времени, но основной "костяк" работает со мной уже больше 10 лет.
-
Вы учились в MBA. Много ли вынесли для себя из этой учебы? Качественно ли изменился подход к ведению бизнеса? Как выглядит ваша любимая бизнес-модель?
Для меня в бизнесе есть жизнь "до МВА" и после "МВА". В какой-то момент я просто осознала себя такой "бегущей по граблям", меня постоянно преследовали одни и те же проблемы, и мне пришлось признаться самой себе, и это был, наверное, один из самых неприятных дней в моей жизни, что мне просто не хватает знаний. Когда у тебя успешный бизнес, в штате издательства уже около 50 сотрудников, признаваться в таком самой себе … ну, не самое приятное дело. И я начала искать школу. Выбор пал на МВА. Сначала мне показалось, что стоимость обучения завышена. У меня были сомнения относительно того, не будут ли эти деньги и энергия, которую необходимо вложить в обучение, — потрачены бесцельно.
Помню, когда я только пришла на занятия, то присела, сложила ручки на животике и думаю: "Ну, учите меня, учите, чему вы меня можете научить? Когда у меня свой собственный бизнес. Он многомиллионный. У меня хорошие показатели. Чему вы меня можете научить?" И, видимо, этот скепсис был и в моей позе, и в моем выражении лица. И тьютор, девушка младше меня, "считала" этот скепсис и в течение часа очень деликатно не то, чтобы ставила меня на место, но доходчиво, четко и ясно объясняла: где проблемы, какие проблемы не только у меня, но и у всех пришедших, в чем необходимость этого обучения. Объяснила, чем мы будем заниматься. Я была просто сконфужена. И после этих объяснений у меня очень сильно поменялось отношение к обучению. С одной стороны, я очень ждала каждого тьюториала, а ведь обучение проходит в ежедневном режиме, на онлайн-платформе, с ежедневными домашними заданиями. И, с одной стороны, я хотела выполнять домашние задания, был азарт закончить и получить максимально высокие оценки на МВА, а с другой стороны мне поначалу было так сложно, что я даже не могла понять вопрос (!). Мне было себя безумно жалко. Потому что — ну как же так? Я уже такая взрослая, я же достигла каких-то успехов, а здесь не могу даже понять, о чем меня спрашивают. Не то, что ответить. Я не знаю, для кого как, но мне, с одной стороны, было безумно тяжело учиться, а с другой — безумно интересно. И это было самое продуктивное, самое полезное время в моей жизни, и самые полезные деньги, которые я потратила на себя.
Я с большим удовольствием общаюсь с людьми, которые закончили МВА. Благодаря этим знаниям, процесс выявления и объяснения проблемы, ее анализа и решения проходит гораздо эффективнее, четче и конструктивнее, результаты смартированы, что в целом существенно ускоряет наш прогресс.
Время обучения в МВА вспоминаю с большим удовлетворением и ностальгией и мой искренний совет, если есть возможность — конечно, закончить эту школу.
-
Как менялась Ваша жизнь в статусе бизнес-леди: восприятие действительности, подход к руководству, гардероб и повседневный стиль?
Вы знаете, в моей голове принципиальным образом поменялась дефиниция лидерства. Если раньше я предполагала, что лидер — это играющий тренер, "главный волк в стае", он всегда идет впереди и сам делает все лучше всех. Я старалась на каждом этапе проводить показательные мастер-классы для коллег. Я вводила некую менторская составляющую и считала, что так правильно. Пока не столкнулась с тем, что, оказывается, бывает такое лидерство, которое не оставляет воздуха всем остальным. К моему большому сожалению, я поняла это, не просто осознав, а после того, как мы расстались с одним очень важным для меня сотрудником. Мы были в очень хороших человеческих отношениях, и даже были на "ты", что для меня очень большая редкость с коллегами, и он мне сказал: "Юля, ты знаешь, тебя слишком много, ты везде. Мне с тобой стало душно".
И это кардинальное отличие. Худшее, что я сейчас могу услышать от своих сотрудников: "Я сделаю так, как вы скажете". Для меня это самая ужасная фраза. Моя первая мысль, если я слышу подобное: "Что же я сделала не так во взаимоотношениях с этим сотрудником, что у него настолько опущены руки?"
Смена философии лидерства повлекла за собой и смену повседневного стиля. Как-то я вместе со своей приятельницей разбирала гардероб, и она обратила внимание на то, на чем я никогда не акцентировала внимание, — что у меня невероятное количество платьев-футляров. Всю свою молодость я проходила в строгих костюмах или платьях-футлярах, у меня всегда была прическа, которая мне казалась единственно правильной для руководителя — такая, знаете, ракушка. Я хотела внешне выглядеть взрослее. Вы знаете — мне сейчас от этого так смешно. Я смотрю на старые фотографии с некоторой грустью по этому поводу. Сейчас я, безусловно, позволяю себе и очень часто хожу и в джинсах, и в свитерах, и это совсем не потому, что я насмотрелась американских фильмов и увидела, что там миллионеры ходят в футболках или в свитшотах. Ни в коем случае. Но, наверное, мне сейчас не нужно подчеркивать свою значимость какой-то сильно навороченной брендовой одеждой. Может быть, я не права, может быть, я не в тех кругах общаюсь, но к одежде я действительно стала относиться гораздо проще.
-
Как вы оцениваете момент гендерности в бизнесе? Кому сегодня принадлежит "бизнесовый" мир — женщинам, или мужчинам?
Я не делю бизнес на "женский" и "мужской". Мне кажется, что женщины спокойные и конкуренция между нами не столь яркая.
Не помню, где услышала, но согласна с фразой о том, что "только женщина с большим сердцем и правильным разумным подходом к жизни может помочь своей подруге, вытащить ее из какой-то ситуации и поставить ее интересы перед своими". У мужчин, мне кажется, это происходит естественно. Мне не очень нравятся эти гендерные штуки: "женская дружба" — "мужская дружба". Но я очень люблю женские коллаборации, когда женщины могут спокойно общаться, советоваться, помогать друг другу, даже когда внутри конкурентного поля издательского бизнеса, и это нормально!
-
Оставляет ли жизнь на высоких оборотах время на отдых? Что отдых - для вас? Как возобновляетесь и где набираетесь сил?
Вы знаете, мне стыдно признаться, но у меня нет хобби. Я не вышиваю крестиком … С одной стороны, меня это расстраивает, потому что нельзя настолько жить работой, ведь, получается, что в ее отсутствие и жизнь теряет смысл... Я сейчас много думаю об этом. Но, с другой стороны, ведь книги — это и есть мое хобби. Я действительно искренне люблю читать, я очень много читаю и мне это очень нравится. И я склоняюсь к мысли, что мне просто по-настоящему повезло с тем, что мое хобби и моя работа — это одно и то же!
А отдыхаю я в путешествиях. Я очень люблю путешествовать.
Это важно для меня, это значимо и именно таким образом у меня получается лучше всего отдохнуть.
-
В конце интервью хочется переспросить – ну неужели нельзя ли поставить знак равенства между понятиями "бизнесвумен" в издательском бизнесе и "мечтательницы", которая с помощью собственного бизнеса развивает свою философию жизни через книги, с которыми согласна и которые издает?
На самом деле, я считаю, что первое и самое главное для предпринимателя — это иметь мечту. Если нет мечты, то по сути дела, и не получится ничего. Вот смотрите — Илон Макс, Стив Джобс, — предприниматели очень высокого уровня. Они нашли людей, таких же энтузиастов, которые разделили их мечту, и вместе с командой единомышленников смогли ее осуществить. Почему я говорю, что люди, занимающиеся издательским бизнесом, это немного crazy-люди? Потому что все мы, по сути дела, большие мечтатели, потому что каждый раз каждая книга — это наша маленькая мечта, и мы надеемся, что, издав эту книгу, сможем хоть чуть-чуть изменить мир к лучшему.
Я постоянно акцентирую внимание на том, что издательский бизнес — очень тонкий и интеллектуальный. Ведь даже имея немалые деньги, можно потерять большие суммы, если ты не понимаешь, что делаешь, для кого ты это делаешь и как ты это делаешь. И даже понятие "опыта" в издательском бизнесе несет как положительный, так и отрицательный заряд.
Безусловно, опыт накапливается в виде неосознанных знаний, но глобально, чтобы понимать, что происходит, недостаточно просто знать – нужно уметь чувствовать. Поэтому люди у нас в издательстве работают с тонкой кожей.
Вообще, я думаю, что когда человек мечтает сделать что-то для людей, чтобы это нравилось людям, чтобы это приносило пользу, закрывало важную потребность, от него просто исходит другая энергия. Он головой, телом, позвоночником, каждой своей клеточкой относится к этому как к важной миссии. И я очень чувствительна к тому, какая от книги исходит энергетика. Ведь бывает, что у одной книги энергия льется, а у другой — энергия куда-то ушла. Для меня очень важно, чтобы мои коллеги, мои сотрудники, делали книги с любовью. И мне кажется, у нас это получается.
-
Три ваших "хочу" как женщины, бизнесмена, мамы…
Какой хороший и одновременно непростой вопрос! Мне всегда очень сложно отвечать на вопрос по поводу "хочу", я могу длинно распространяться на два других: "чего я не хочу" и "что мне нужно сделать". А вот слово "хочу" очень редко используется в моем лексиконе. Однако я все же постараюсь ответить.
Чего я хочу как женщина? Как женщина я очень хочу гармонии, я достичь хочу этого чувства максимально. Я хочу гармонии везде в своей жизни. Гармонии со своим возрастом, гармонии со своими коллегами… да, я хочу гармонии.
Как бизнесмен я хочу построить лучшее издательство. Я хочу, чтобы люди, которые работают со мной, гордились тем, что они работают в издательстве Vivat. Может быть, это какая-то дурацкая мечта, поскольку зависит не напрямую от моих действий, а все же от мнения, или даже оценочного суждения окружающих, но тогда, значит, вот она такая, дурацкая… Мне бы хотелось, чтобы люди гордились своей работой в Vivat. Мне бы хотелось, чтобы, независимо от того —останутся эти люди с нами или уйдут в другую организацию, чтобы период работы с нами они вспоминали с теплом, как самое продуктивное и эффективное время для саморазвития. Я хочу, чтобы книги нашего издательства были в каждой украинской семье. Я хочу, чтобы у нас было как можно больше читателей. Я хочу чтобы бренд Vivat жил максимально долго, насколько это вообще возможно. Этого я хочу как бизнесмен.
Чего я хочу как мама? Вы знаете, наверное, здесь я буду абсолютно банальна. Я хочу, чтобы моя дочка была здорова. Я хочу, чтобы она нашла свое место в жизни, свой путь, я хочу, чтобы она смогла переживать падения и вставать и идти дальше. И я хочу, чтобы ее жизненный путь складывался легче, чем он складывался у меня.
Также читайте интервью с блогером Ириной Адониной.
Записала интервью Ирина Почапская