СЕО BeeWorking Илья Безручко: "Мы находимся в том моменте истории, когда очень важно брать и делать"

Бизнес и деньги

Анна Иваненко

Экс-главный редактор

Мы уже вам рассказывали о том, как в условиях полномасштабной войны эффективно организовать день. Пиковые периоды блэкаутов в Киеве, по моим ощущениям, были в декабре, когда я искала место, где поработать и зарядить гаджеты. Первым на ум пришел коворкинг BeeWorking, который находится в пяти минутах от метро Выставочный центр. Именно этот коворкинг стал для меня настоящим спасением, потому что мне как главреду нужно было оставаться на связи, вопреки отключениям электроэнергии.

Меня вдохновил опыт ведения бизнеса команды BeeWorking, которая не просто предоставляет для своих резидентов все блага — начиная от комфортных рабочих мест и заканчивая оборудованным укрытием, спортзалом и душем, но и быстро отреагировала на реалии, закупив генераторы и старлинки. Я решила пообщаться с СЕО BeeWorking Ильей Безручко и узнать больше тонкостей развития бизнеса во время полномасштабной войны.

  • Илья, с какими вызовами команда BeeWorking столкнулась в период полномасштабной войны? 

За месяц до полномасштабного вторжения рф в Украину в обществе активно обсуждались данные западных разведок, в которых речь шла о том, что россия планирует полномасштабное наступление 16 февраля, позже называли другие даты.

Естественно, внутри нашего коллектива тоже были разные рассуждения на эту тему. Уже на тот момент мне казалось, что для команды грядет достаточно тяжелый период. И у меня появилась идея пригласить гештальт-терапевта, который смог бы обсудить с каждым сотрудником отдельно их психологическое состояние и помог бы им правильно воспринять все происходящее. Потому что из одного кризиса под названием коронавирус мы стремительно неслись уже в полномасштабную войну.

УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ:
  • Да, но мне кажется, когда ходили слухи, многие до конца просто не верили в это.

По ошибке я тоже говорил, что полномасштабного вторжения быть не может, потому что привык смотреть на события рационально. На тот момент я думал, что войны должны иметь еще и какое-то, наверное, экономическое объяснение — очевидное и понятное. Мне казалось, что все действия, которые выполняет российская власть, заточены на дестабилизацию украинской экономики, направляя ее в кривое пике, постоянно пугая людей.

Но 24 все мы проснулись и поняли, что началась полномасштабная война. В первые месяцы войны оборудований нулевой этаж BeeWorking (Голосеево) служил для сотрудников и резидентов укрытием. Я сразу же всех обзвонил и сказал:

Сейчас на первом месте безопасность вас и вашей семьи. Если вам негде спрятаться от обстрелов, то приходите в коворкинг, у нас есть оборудованное укрытие, вода, электричество, интернет, охрана, продукты на складе, кухня и кафе. Какое-то время мы продержимся.

Но на тот момент мы глобально не готовились к сценарию полномасштабной войны. И это первый кризис, когда проблемы приходилось решать в телефонном режиме.

  • Когда начали задумываться о перезапуске BeeWorking?

Примерно в мае, когда поняли, что враг из Киевской и Черниговской областей отброшен, многие на тот момент начинали возвращаться в столицу, а также люди продолжали выезжать из оккупированных территорий.

Нас мучил вопрос: что выгодней — закрыться или сделать рестарт? И он поднимался на протяжении года трижды! Это было связано с экономическими факторами — в первые три месяца полномасштабной мы достаточно много финансовых ресурсов направили на волонтерские инициативы и друзьям, которые защищают Украину. Например, сотрудникам из нашей охраны, которые были мобилизованы в первые дни и остро нуждались в экипировке.

Июнь мы встретили с внушительной суммой долгов, например, за отопление. Но пришло понимание, что у нас нет другого выхода, как продолжать работать, пытаться поддерживать экономику и развиваться. Моя позиция, какой была до 24 февраля, такой и осталась: основная задача бизнеса — работать, потому что бизнес предоставляет рабочие места, без этого нам не выстоять, ведь враг очень хочет, чтобы мы перестали эффективно функционировать как государство.

Поэтому мы перезапустились. Не скажу, что было легко — большая часть резидентов не находилась на тот момент в Киеве, кто-то вообще поменял приоритеты и работал из дома. Но для меня, в первую очередь, это было тяжело психологически — когда ты уже достиг определенных результатов, но все приходится начинать с чистого листа.

  • За последний год количество резидентов возросло или наоборот снизилось? 

Как ни странно, если говорить о конце 2022 и начале 2023 года — резидентов стало значительно больше, даже по сравнению с доковидным временем. Открытие BeeWorking (Голосеево) совпало с разгаром пандемии коронавируса. Потом когда легонечко выдыхнули и набрали новых резидентов — началась полномасштабная война.

  • Вы оперативно отреагировали на реалии с отключением электроэнергии. Заранее составили план антикризисных действий?  

Планирование, как показал опыт прошлого года, — самое бесполезное из всего что только может быть. Тем не менее мы стараемся это делать и на что-то рассчитывать в 2023. Наша команда считает, что в этом году будет все больше и больше резидентов, которые перейдут в коворкинги.

Такая неприятная ситуация как блэкауты во многом повлияла на принятие решений у людей. Те, кто раньше не замечал пользы и ценности коворкинга, им казалось, что это комьюнити для хипстеров — попить смузи и потусоваться. Но сейчас они поняли, что это на самом деле мощная сфера в инфраструктурном бизнесе, которая позволяет качественно работать, невзирая на внешние условия. Если взглянуть на рынок киевских коворкингов, то все достаточно быстро адаптировались к реалиям ведения бизнеса, предоставив качественный ответ на все те вызовы, которые ставит война и российские удары по украинской инфраструктуре.

Так как я подписан на многие группы, связанные с недвижимостью — арендой/продажей, то вижу, как в объявлениях начали появляться подобные запросы: присутствует ли на локации подземный паркинг, есть ли оборудованное укрытие, проведен ли оптоволоконный интернет? Реалии диктуют новые условия для рынка недвижимости, и офисной — в первую очередь. Потому что несмотря на войну бизнес продолжает работать и приносить деньги.

УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ:
  • Сколько людей было в коворкинге (Голосеево) в пиковые периоды блэкаутов? 

В декабре на наших локациях нагрузка была минимум 120%. В лаунж-зонах не было свободных мест, не говоря уже переговорных. Когда менеджер встречала новых людей, и говорила, что мест нет, то они отвечали, что им достаточно просто подключить гаджет к розетке.

В периоды блэкаутов достаточно много людей приходило на один день. Также мы обзавелись довольно большим количеством резидентов, которым интересно работать в коворкингах в долгую. Многие сказали, что рассматривали такой вариант офиса уже давно, но именно блэкауты стали той финальной точкой, в которой они решили поменять классический офис на коворкинг.

На тот момент пришло много компаний, связанных с образованием, например, IT. Это говорит о том, что несмотря на войну для украинцев важно искать пути личного самосовершенствования и поиска себя в данных реалиях.

Наблюдаю тенденцию, что в связи с войной достаточно много людей решили перепрофилироваться. У кого-то закрылся бизнес, но человек не готов оставаться без работы, и хочет развиваться в новом для себя направлении.

  • Насколько затратными были покупки генератора и старлинков? 

Были периоды, когда до полумиллиона гривен уходило исключительно на топливо на одну локацию (без учета обслуживания).

Нужно не забывать, что даже самый крутой генератор должен "отдыхать", он не может работать 24/7, иначе выйдет из строя.

Просто купить генератор — мало — нужно регулярно делать технический осмотр, также необходимы специальные наливные сосуды для хранения топлива, насос для топлива, чтобы ты сам его заправлял. Плюс — важно обеспечить пожарную безопасность и минимизированы риски возгораний.

Отмечу, что это беспрерывная череда событий. Как только ты справился с техническими составляющими, у тебя появляется звук во время работы генератора, раздражающий соседей, которые при этом говорят: “А почему это у них горит свет? Они лучше, чем мы?”. И тогда ты стараешься донести до человека мысль, что это инструмент для работающих бизнесов, и задача коворкингов — поддержать их, несмотря на блэкауты.

Я читал истории, когда в Киеве кто-то засыпал в генератор сахар, а этот генератор питал тепловую подстанцию и в итоге без тепла остался целый микрорайон. Просто кому-то не понравились звуки и работа генератора.

  • Война оголяет не всегда лучшие человеческие качества. 

К сожалению, да.

  • BeeWorking — идеальное место не только для работы, но и для корпоративного отдыха: здесь есть спортзал, игровые комнаты, капсулы для сна и еще много заманчивых предложений. Расскажи подробнее о тарифах. 

Мы снизили тарифы в начале лета, после перезапуска и надеялись продержаться с ними до конца зимы. Хоть я и говорил, что планирование — бессмысленная вещь в 2023 году, но у нас есть понимание, на что можем рассчитывать, как работать максимально эффективно для себя и для наших резидентов.

Мы старались найти эту золотую середину. К сожалению, блэкауты внесли в этот процесс свои коррективы, и понятно, что с учетом покупки старлинков и аренды генераторов себестоимость услуги выросла. Поэтому сумму пришлось чуть-чуть выровнять. Но, опять-таки, наши цены сейчас на аренду офисов все равно ниже довоенных.

  • Какой сейчас костяк команды BeeWorking? Изменился ли он за время войны?

Если брать до 24 февраля, то в команде было 10-12 человек в отделе дизайна и архитектуры. Плюс — направление, связанное со строительством и техническим надзором. Их пришлось сократить.

Когда в мае мы начали восстанавливать деятельность, то делали это фактически вчетвером: два администратора локации, маркетолог и я. Позже к нам присоединился операционный директор, который отвечает за техническую составляющую и закупки, контроль заказов, и прочее. Кроме того, у нас на локациях работают сотрудники клининга. В таком количестве мы продолжаем работать и сейчас. Естественно, у нас есть еще завхоз. Мне кажется, на толковых рукастых людях очень многое держится в нашей стране.

Я бы хотел сказать отдельное спасибо тем членам нашей команды, которые уже не были в этом костяке, но все равно помогали и поддерживали советами.

  • Как планируете развивать бизнес дальше? Какие есть цели и приоритеты? Как ты уже сказал — планировать сейчас что-либо сложно, но тем не менее.

Мы ставим перед собой цель в этом году начать развитие одной из запланированных нами локаций. Планируем начинать ремонтные работы по мере наших возможностей и продолжать развитие сети, потому что первое и главное — мы верим, что война закончится победой Украины и это произойдет достаточно скоро.

Безусловно, предоставление рабочих мест — помощь украинской экономике.  Да, у нас не гигантские объемы, мы не строим с нуля огромный ЖК. Да, у нас обычный ремонт, но мы предоставим как минимум 100-200 рабочих мест.

  • Поддерживаете ли волонтерские инициативы? 

Нашим достаточно важным аспектом деятельности было, есть и будет — волонтерская поддержка. В основном работаем с фондом “Зграя”. Мы предоставляем им места в коворкинге и стараемся по мере наших возможностей поддерживать их инициативы. Как компанией, так и лично каждый из нас.  Кроме того, мы в постоянном контакте с разными подразделениями Сил Обороны Украины, их потребности закрываем также по мере возможностей.

  • Что бы ты посоветовал людям, планирующим открыть бизнес во время войны?

Очень хороший вопрос. Австрийский психиатр Виктор Франкл, узник нацистского концентрационного лагеря, в своей время сказал:

В условиях войны в концлагере первыми ломались те, кто верил, что все скоро закончится. За ними шли те, кто не верил, что это когда-либо закончится. Выжили те, кто сосредоточился на своих действиях без ожидания того, что может произойти или не случиться.

Я с этим согласен. Мы находимся в том моменте истории, когда очень важно брать и делать.

Основной совет для людей, которые планируют сейчас открыть свой бизнес: да, его нужно открывать, но при этом максимально учесть все возможные риски. Во-первых, это психологическая разгрузка, потому что без работы — крайне тяжело. Во-вторых, создавая бизнес ты помогаешь украинской экономике. Этот фронт тоже очень важный.

Если хотите создать бизнес во время войны — будьте уверены, что при правильной подаче идеи — вы найдете своих клиентов — тех, кому, он будет важен и дорог.

Я думаю, что наша конечная цель — не просто победа в войне, не только развал рф, но и успешная, цивилизованная, экономически развитая Украина, которая будет комфортно интегрирована в европейскую среду. Не только как государство-член ЕС, но и с высокими европейскими стандартами.

И еще повторюсь: мы проходили через вопрос закрываться/или нет за этот год трижды. Не всегда хватало денег, возможностей, но потом происходило какое-то чудо, например, звонок: “Здравствуйте, нам нужно 40 рабочих мест, завтра готовы оплатить”. И мы: “Супер. Значит, все не зря. Продолжаем”. Закупили старлинки, резиденты остаются — работаем дальше. Это постоянный путь, бывают моменты, когда кажется, что весь мир вокруг вставляет палки в колеса, но в конце концов ты все равно выходишь на результат, который в итоге очень важен и нужен не только тебе, но и твоему клиенту.

Бизнес, максимально ориентированный на клиента — это must have в Украине, поэтому хочется, чтобы люди, которые открывают свое дело во время войны, тоже присоединились к этим ценностям.

Напомним, что ранее мы делились с вами подборкой проверенных киевских коворкингов.

УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ: