Мало кто может назвать хотя бы два имени женщин-ученых, которые внесли важный вклад в науку. Даже если и вспоминают кого-то, то всегда одних и тех же, например, Марию Складовскую-Кюри.
Сегодня, в Международный день женщин и девочек в науке, мы хотим исправить эту ситуацию и рассказать о не менее вдохновляющих судьбах женщин в истории науки.
Мария Сибилла Мериан (1647-1717)
До того, как натуралист и научный иллюстратор немецкого происхождения Мария Мериан начала изучать жизненный цикл бабочек, большинство людей верили, что они "рождались из грязи", спонтанно появившейся на земли.
Ее интерес к насекомым был необычным для тех времен, так как они считались "мерзкими и отвратительными" и, по мнению большинства, не заслуживали внимания. Мериан же стала одним из первых натуралистов, которые непосредственно наблюдали за насекомыми и рассказывали об их жизни.
Хотя Мария стала одним из ведущих энтомологов своего времени, из-за того, что она писала на немецком, а не на латинском языке, официальном языке науки того времени, многие ученые игнорировали ее замечательные открытия о метаморфозе насекомых.
Она также профинансировала свою собственную неофициальную экспедицию в Суринам, где описала много новых насекомых и растений. А это, кстати, весьма необычное предприятие для женщины того периода. Влияние Мериан на науку неоспоримо: многие из ее классификаций по-прежнему актуальны и сегодня, а ее изысканные картины растений, животных и насекомых широко использовались на протяжении веков.
Мэри Эннинг (1799-1847)
Мэри Эннинг начала искать окаменелости на утесах Дорсета, Англия, в качестве средства для дополнительного заработка, но в 12 лет она сделала несколько открытий, которые потрясли научный мир: обнаружила первый скелет ихтиозавра и первые два скелета плезиозавра.
На протяжении всей своей жизни она делала много наблюдений, которые привели к новому революционному пониманию доисторических существ, но полноценно участвовать в научной жизни из-за своего пола она не могла. Она не имела права вступать в Лондонское геологическое сообщество, хотя ее открытия имели решающее значение для многих научных исследований и стали основной для формулирования Чарльзом Дарвином теории эволюции поколением позже.
Только через много лет после ее смерти влияние Мэри было признано. В 2010 году Королевское общество назвало ее одной из десяти лучших британских женщин в истории науки.
Генриетта Суон Ливитт (1868-1921)
Сегодня компьютер — это машина, но во времена Генриетты Ливитт этот термин относился к группе женщин-астрономов, которые были наняты Гарвардом для анализа данных из обсерватории.
Эдвард Чарльз Пикеринг, нанявший Ливитт, поручил ей смотреть на переменные звезды: они светились и тускнели с предсказуемым интервалом. Используя предоставленные ей данные, Ливитт идентифицировала и классифицировала более 2400 из этих звезд, и обнаружила, что существует связь между периодом и светимостью определенного типа переменных звезд, цефеид.
Это открытие изменило взгляд астрономов на Вселенную: оно не только позволило ученым измерить расстояние до удаленных галактик, но и проложило путь к новому пониманию структуры и масштаба Вселенной.
Элис Бол (1892-1916)
За свою короткую жизнь химик Элис Бол произвела революцию в лечении проказы. Бол была первой женщиной и первой афроамериканкой, получившей степень магистра в Гавайском университете. Находясь там, доктор Гарри Холлманн обратился к ней за помощью в анализе масла чаульмугры, которое проявило себя как средство от проказы — причины растущего кризиса общественного здравоохранения на Гавайях — но его было сложно эффективно использовать.
Бол разработала способ выделения активных ингредиентов масла, позволяющий их вводить. К большому сожалению, Бол умерла от болезни, прежде чем смогла опубликовать свои результаты, что сделал за нее позже другой химик, не отдав должное Бол. К счастью, Холлманн позаботился о том, чтобы ее имя запомнили.
Лечение, изобретенное Элис Бол, оставалось лучшим вариантом для пациентов, страдающих проказой, до середины 1940-х годов, и сегодня Гавайи признают влияние ее работы, отмечая День Элис Бол каждые четыре года 29 февраля.
Хелен Брук Тауссиг (1898-1986)
Путь Хелен Тауссиг к карьере врача был нелегким: она боролась с тяжелой дислексией, потерей слуха из-за детской болезни и дискриминацией по признаку пола до того, как получила медицинскую степень от Джона Хопкинса в 1927 году.
После преодоления этих трудностей, Хелен начала изучение детской кардиологии. Она наиболее известна тем, что обнаружила причину "синдрома голубого ребенка", врожденного порока сердца, который имел очень высокий уровень смертности.
После того, как Тауссиг разработала концепцию лечения, вместе с двумя коллегами она изобрела технику, которая спасла жизни тысячам детей. Она продолжала свою исследовательскую деятельность до дня своей смерти в возрасте 87 лет.
Барбара Мак-Клинток (1902-1992)
Когда в 1921 году американка Барбара Мак-Клинток закончила первый курс по генетике в Сельскохозяйственной школе Корнелла, она сразу же влюбилась в эту науку. Уже в 1948 году она обнаружила, что сегменты генетического кода кукурузы могут менять позиции своих хромосом. Но поскольку ученые не верили, что гены могут меняться, кроме как посредством мутации, они отреагировали на ее работу враждебно.
Продолжая исследовать контролирующие элементы на протяжении всей своей карьеры, она прекратила публиковать статьи о них в 1953 году. Только в конце 1960-х годов генетики осознали важность генетической транспозиции и исследований Мак-Клинток.
Мак-Клинток стала единственной женщиной, которая получила неразделенную Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 1983 году.
Рита Леви-Монтальчини (1909-2012)
Еще до того, как Рита Леви-Монтальчини закончила свое обучение, итальянка-еврейка уже сталкивалась с трудностями в своей карьере из-за фашизма и антисемитских законов. И все же, когда началась Вторая мировая война, она решила остаться в Италии и создала импровизированную лабораторию в своем доме, чтобы продолжать работать.
После войны она переехала в США, где вместе с коллегой обнаружила фактор роста нервов, белок, который регулирует рост клеток и играет особенно важную роль в развитии опухолей. Однако прошло почти 30 лет, прежде чем открытие было полностью признано научным сообществом, и ей была присуждена Нобелевская премия по медицине.
К тому времени, когда она умерла, Леви-Монтальчини была самым старым из живших нобелевских лауреатов и первым лауреатом Нобелевской премии, который дожил до 100 лет.
Ву Цзяньсюн (1912-1997)
Ву Цзяньсюн родилась в Китае, но по рекомендации одного из ее руководителей в 1936 году отправилась в США, чтобы поступить в Мичиганский университет для получения степени доктора ядерной физики. Однако, когда она узнала, что женщинам не разрешали пользоваться главным входом в университете, она изменила свои планы и вместо этого поступила в Калифорнийский университет в Беркли.
В рамках Манхэттенского проекта во время Второй мировой войны она помогла разработать процесс разделения урана на различные изотопы. Она наиболее известна проведением "опыта Ву", который опроверг гипотетический физический закон, называемый сохранением четности.
Ее эксперимент проложил путь нескольким ее коллегам к получению Нобелевской премии 1957 года по физике, хотя Нобелевский комитет упустил из виду ее вклад. В своей более поздней карьере она также стала откровенно говорить о сексизме в науке:
Розалинд Франклин (1920-1958)
Когда Розалинд Франклин сделала свою "фотографию 51" в 1952 году — первое фото ДНК — она не знала, что станет центром научной полемики. Фотография британского химика и опытного рентгеновского кристаллографа была передана без ее разрешения Джеймсу Уотсону и Фрэнсису Крику, которые работали над выявлением структуры ДНК.
Изображение Франклин позволило им сделать вывод, что ДНК принимает форму двойной спирали, однако в своей статье об открытии они упомянули Франклин только в сноске. В то время как Уотсон, Крик и Морис Уилкинс получили Нобелевскую премию в 1962 году за вклад в науку, Франклин скончалась из-за рака четырьмя годами ранее в возрасте 37 лет, так и не получив свою.
Учитывая, как часто вклад Франклин в раскрытие секретов ДНК игнорируется, особенно в школах, ее история остается одним из самых известных и вопиющих примеров того, как женщине-ученому отказывают в признании ее работы из-за сексизма.
Джейн Гудолл (1934-наше время)
Во времена, когда женщин-ученых считали слишком хрупкими и эмоциональными для полевых работ, Джейн Гудолл доказала всем обратное. Британский приматолог считается ведущим в мире экспертом по шимпанзе после ее 55-летнего исследования диких шимпанзе в Национальном парке Гомбер-Стрим в Танзании.
Гудолл стала первым человеком, который наблюдал создание и использование инструмента — то, что раньше считалось эксклюзивным для людей — у шимпанзе, когда они ловили термитов специально сделанными палками.
Гудолл также является преданным защитником и активистом в интересах животных и их сохранения. Она является вдохновением для целого поколения женщин в науке и не только.
Читайте также: Вся жизнь сквозь путешествия: ТОП интересных фактов про Жюля Верна