Политика никогда не была частью жизни рядового украинца. Можно было побурчать о власти и коррупции, не более. Все силы уходили на решение насущных проблем, воспитание детей, добывание денег и устройство быта. Недавние события все изменили. Политика вошла в каждую семью.
Многие люди старшего поколения боятся перемен, погромов, инфляции – что естественно, с учетом их жизненного опыта. У кого-то долларовые кредиты и маленькие дети. У кого-то работа в государственных структурах. У многих страх, что опять обманут, кинут, создадут комиссии, возьмут откаты, договорятся в кулуарах и станет еще хуже. В любой компании найдется знаток геополитики или конспиративной истории. Они кричат, посмотрим, как у вас получится, радуясь каждой фейковой новости и злорадно потирая лапки. Есть люди, которые боятся за своих близких. Жена ходит на Майдан, а муж пытается гасить ее революционный подъем, ругается, спорит, и в ту февральскую ночь старый циник едет с ней в центр, чтобы защитить свою жену и чьих-то детей.
Терпение, и еще раз терпение
Сейчас те, кто были на Майдане, могут упрекать воздержавшихся в трусости, черствости; у тех есть встречные аргументы, кричать и спорить можно до хрипоты и никто не победит. Потому что это спор сердца и разума. Принимать или не принимать события в Украине – это уже не вопрос. Майдан – не вопрос. Это свершившийся факт, реальный шанс и акт веры. Эти события изменили украинцев. Несколько месяцев мы наблюдали, как нация, которую считали недалекими жлобами, готовыми удавиться за копейку и кинуть ближнего, несла одежду, лекарства, деньги, продукты. Поддерживали словом, помогали делом, молились, жгли шины, пели песни и шли на смерть. Как зазвучали «браття і сестри», «побратими» и непереводимое «громада». И мы узнали, какие мы классные. И перестали бояться.
Нужно немного подождать
Но вернемся в семью. Семья – это не политическая партия. Когда вы ее создавали, у вашего избранника были хорошие качества, а политические взгляды не были приоритетом. Важнее были личные отношения. Теперь приходится просыпаться. Определять гражданскую позицию и проявлять личные качества. Если в семье есть скептически настроенный человек, не нужно его убеждать и устраивать митинги во время ужина. Активная позиция сейчас сильна, это так называемая мускульная фаза, когда убежденный в своей правоте человек не терпит других мнений. Дайте своему «несогласному» время. Но и дайте ему понять, что нельзя радоваться ошибкам и требовать идеально правильных действий. От ошибок никто не застрахован. Намного важнее способность признать ошибку, осознать ее и исправить. Просто силу осторожности и типа личности многие сложно воспринимают перемены.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ - Домогания шефа: отвергнуть или принять?
Семейные ценности
Основа семьи – любовь, взаимное уважение, культурные ценности. Домашний очаг – не место для политических дебатов. Чем раньше мы это поймем, тем лучше. Если люди уважают друг друга, они будут уважать чужое мнение и не навязывать свое. Такова идеальная схема. На практике же возникает когнитивный диссонанс. Это неприятное свойство человеческой натуры. Понимая, что поступает неправильно, человек будет упорствовать, оправдывать себя и убеждать в этом окружающих. Срабатывает защитный механизм, который позволяет спать спокойно и избавляться от сомнений. Проще говоря, любому нормальному человеку очень сложно признать, что он был неправ. Преодолеть это дискомфорт можно, изменив поведение. Поэтому не бросайтесь в спор, услышав слова, с которыми вы не согласны. Возможно, ваш скептик или спорщик ищет новые аргументы и доводы. Майдан, объединивший людей, не может быть яблоком раздора в семье. Сейчас те, кто не был на Майдане в трагические дни, ездят по вечерам на вече или работают по несколько часов волонтерами. Придет время, и пригодится каждая пара рук.
Защитная реакция
Даже человек с вроде бы крепкими нервами может не выдержать потока карканий, прогнозов и споров, которые льются из соцсетей, иностранных сайтов, истеричных ЖЖ и наглых троллей. Добавьте к этому заседания Рады. Кого угодно это сведет с ума. Страх от неверно принятых решений, понимание ужасных последствий промедления и легковерия. Ответственность перед семьями погибших. И вопли: «А где ваши лидеры?» Трусоватый человек хотел бы спрятаться, запереться в квартире, выключить интернет и мозги. Перестать изнывать от предчувствия, что кинут, отдохнуть от калейдоскопа привычных лиц, раскладов, заявлений. Поставить Майдан на паузу и нормально выспаться. И проснуться в конце марта. Сколько бы вопросов мы ни задавали, ответ будет один. Майдан. Это наша реальность. Он уже состоялся. И наша хата не с краю. Прошлое изменить нельзя. Но если бояться будущего, мы не сможем принимать верные решения сегодня. Хочется сказать, наш мир слишком быстро изменился. Или мы сами изменили его? Майдан сделал нас другими и дал возможность принимать решения. Верю в человеческую мудрость Майдана.
Автор: Алла Ильина
Источник: ХОЧУ