Плевать на статус: 5 крутых актеров, которые умеют над собой посмеяться
Ни один из актеров не застрахован от звездной болезни. И лишь самые крепкие из представителей этой профессии (или те, кому изрядно досталось на тернистом пути карьеры) сохранили умение и желание от души над собой посмеяться. Им не страшна ирония — смех — это их способ защиты от абсурдности этого мира. Мы отобрали для вас пять известных актеров, которые не прочь поприкалываться с самих себя!
Клинт Иствуд, "Бронко Билли" (1980)
В истории кинематографа и жанра "вестерн" были два ковбоя, основополагающих, стопроцентных ковбоя, без красителей и добавок. Один из них, Джон Уэйн, давно умер. А вот мистер Клинт Иствуд, 90 с небольшим лет отроду — жив-здоров, до сих пор снимает фильмы один лучше другого и играет в них главные роли. В чем секрет? А не в последнюю очередь, наверняка, в том, что Иствуд никогда не принимал свой сусальный супермачо и гиперковбойский образ всерьез, да и просто потому, что у человека имеется в наличии прекрасное чувство юмора.
Уморительная до слез и икоты картина "Бронко Билли" — неоспоримое тому доказательство. Итак, начало 80-х, американская бескрайняя провинция. Бронко Билли, однажды возомнивший себя истинным ковбоем, заведует чем-то вроде захудалого и обшарпанного "шапито". Он нарезает круги по арене, стреляет по мишеням из всех стволов — в общем, знает, как расшевелить даже самую привередливую публику какого-нибудь городишки с населением в 500 человек. Опустим все душещипательные любовные подробности, но однажды у великого ковбоя Бронко Билли случается совсем худо со средствами для существования. Он решается. Он ограбит поезд!
"Остановить поезд — раз плюнуть, взять оттуда деньги — вот наша задача", — заявляет герой Иствуда, с такой же героической физиономией и с такой же интонацией, как его же персонажи в классических вестернах. Машинист мчавшего на всех электрических парах современного локомотива не удосужился даже посмотреть в сторону Бронко Билли и его банды, расположившейся у путей…. "Индейцы и ковбойцы!", — восклицает восторженный маленький мальчик, наблюдая стрелу на присоске, вонзившуюся в окно вагона. "Да, милый", — отвечает бабушка, а на Бронко Билли в последующие секунды лучше не смотреть, сердце разорвется.
Ален Делон, "Астерикс на Олимпийских играх" (2008)
Возьмите любой фильм с великим Аленом Делоном. От самых классических, вроде "Самурая" или "На ярком солнце", до достаточно заурядных, типа "Троих нужно брать". Всегда создавалось стойкое впечатление, что Делон не только принимает за чистую монету все рисованные, нет, высеченные в граните достоинства изначального, непревзойденного и недосягаемого киногероя. Гораздо более того — видимо, сам Делон такой и есть в жизни, думаем мы. Одиночка, любимый и ненавидимый женщинами — за одни и те же качества, предмет зависти неудачников мужского пола и причина гордиться самим собой любимым, не до конца понятым, но от того еще более блистательным. Зря мы так думаем!
Нет, простите, конечно же, были фильмы, в которых Делон позволял никчемным режиссеришкам немного посмеяться над своим образом или сделать своего героя даже в чем-то достойным сочувствия, жалости или сожаления — например, в картинах "Рокко и его братья" или "Первая ночь покоя". Но все равно, Делон там оставался Делоном, и заплаканные миллионы трепетали. Еще большее количество миллионов благодарных зрителей, видимо, стали хвататься за свои трещащие от смеха бока во время просмотра этой увлекательной части знаменитой французской франшизы о приключениях Астерикса и Обеликса.
Делон попросту восхитителен в роли Юлия Цезаря. Если у создателей картина и была просьба к актеру — сыграть своего всегдашнего самовлюбленного героя, непроходимого нарцисса и воплощение манерного высокомерия, но сделать это в 1000 раз смешнее, то актер справился с этой задачей на 150 процентов.
Жан-Клод Ван Дамм, "ЖКВД" (2008)
Конечно, в том же году на экраны вышел прекрасный "Рестлер" с Мики Рурком, но, Жан-Клод Ван Дамм все-таки переплюнул такого же многострадального Рурка по части самоуничижения и выставленной напоказ ненависти к самому себе. Хотя бы потому, что если Рурк все-таки играл вымышленного персонажа с другим именем, то Ван Дамм (когда-то в других жизнях и на других планетах — кумир молодежи и суперзвезда боевиков) играет самого себя, Жана-Клода Ван Дамма. Некогда успешного актера, пусть даже и в лучшие времена снимавшегося в несусветно чепуховых фильмах.
Теперь же, чтобы исправно выплачивать всяческие долги и алименты, он вынужден браться и за совсем уж гнусные роли, да и вообще позволяет втянуть себя в любую аферу, сулящую хоть какую-нибудь сумму в любой валюте. Критики назвали эту роль — вполне справедливо — лучшей в карьере актера. Что вдвойне справедливо, если вспомнить, чем занимался Ван Дамм в реальной жизни в те годы.
Брюс Уиллис, "РЭД" (2010)
Вообще-то Брюс Уиллис изначально довольно иронично и с фирменным прищуром относился к своей собственной супергеройской кинематографической славе. Даже у того самого "крепкого орешка" Джона Макклейна всегда и во всю физиономию был выведен огромный и искренне недоумевающий знак вопроса — "Эй, ребята, вы что, всерьез?". Но беда для Уиллиса была в том, что сценаристы, режиссеры, а также партнеры по съемочной площадке, как правило, не разделяли его уничижительных ироничных порывов — и вокруг его ухмыляющегося супергероя бегали и постреливали какие-то все вечно из себя серьезные террористы, бандиты и хулиганы, и вообще все было донельзя не смешно.
А потом наконец-то появилась веселейшая картина "РЭД" — да, Уиллис там опять супергерой, засекреченный по самые помидоры агент ЦРУ Фрэнк Моузес на пенсии. Он скучает, поливает кактусы, прилежно украшает дом к Рождеству, болтает по телефону с девушкой из государственной конторы, которая начисляет ему заслуженную пенсию. И тут — бабах! — какие-то ублюдки осмеливаются потревожить его покой. Моузес, конечно же, выведет всех подонков на чистую воду, но! Теперь уж Уиллис не одинок в своем стремлении к самоиронии. Картина являет собой сплошное издевательство над жанром боевика с участием спецслужб, а партнеры Уиллиса, искрометные Джон Малкович, Морган Фриман и Хелен Миррен дружно стараются довести ситуацию, сюжет и даже любую мотивацию своих героев до полнейшего абсурда.
Майкл Китон, "Бердмэн" (2014)
Потрясающая картина Алехандро Иньярриту "Бердмэн" — прекрасный и ярчайший пример того, как кинематограф в наши дни все еще способен удивить и поразить зрителя. Приятно, что иногда актеры могут играть так, что нам, публике, даже немного стыдно — за то, что некто по ту сторону камеры так бесстрашно срывает с себя все покровы и маски.
Вы думаете, мы говорим о сверхнапряженной драме, не исключающей донельзя заковыристую любовную линию? О, да. Конечно же, о драме, надоели нам еще лет 15 назад фантастические боевики, не правда ли? Но дело в том, что эта картина — все вышеописанное, плюс поверх еще добрая щепотка всего того, что осталось от остальных жанров в наше все видевшее и ко всему готовое время.
Итак, по сюжету, есть бывшая звезда тех самых фантастических боевиков, Ригган Томсон, в 80-х прославившийся благодаря ролям в франшизе о супергерое. Супергерой — Человек-птица, способный на то, что какому-нибудь Человек-пауку и не снилось. Но Ригган Томсон спустя двадцать лет из кожи вон лезет, чтобы доказать, что он — истинный актер и с ним нужно считаться. Он вкладывает всего себя, все навыки, все комплексы и страхи, все деньги и связи в театральную бродвейскую постановку с вычурным названием "О чем мы говорим, когда говорим о любви".
Но Человека-птицу со всеми его сверхъестественными способностями из себя так просто не изжить. Не вытравить, не забросать пустыми бокалами и не утопить в собственных морщинах и жировых складках. И да, главную роль в этом "оскароносном" фильме сыграл Майкл Китон — исполнитель роли Бэтмэна в блокбастерах "Бэтмэн" (1989-й год) и "Бэтмэн возвращается" (1992-й). Это больше, чем просто ирония, поверьте.
Читайте также: Новые экранизации произведений Стивена Кинга: ожившие мертвецы, опыты над детьми и эвтаназия