Королева гранжа: чем мы обязаны Кейт Мосс

Иконы стиля

Наталья Луста

fashion-редактор

Трудно в это поверить (ведь кто только в последние годы не ругал моду на худобу и андрогинные фигуры моделей!), но именно благодаря "героиновому шику" мы сегодня приходим к пониманию, что красивое тело может быть любым, главное здоровым. Кейт Мосс, которой сегодня исполнилось 43 года, впервые попала в модный бизнес еще подростком, и за эти годы совершила настоящую революцию в моде и нашем понимании стандартов моды и красоты. 

Мосс стала первой девушкой с далекой от идеала красоты внешностью, которой удалось занять почетное место рядом с супермоделями 90-х – богиням Наоми,  Линдой, Кристи и другими. И, более того, Кейт обошла их: полудетское лицо, худенькая андрогинная фигура и расфокусированный взгляд стали новым стандартом красоты 90-х и начала 2000-х, получившем названием «героиновый шик».

ПЕРВАЯ НЕИДЕЛЬНАЯ СУПЕРМОДЕЛЬ

На подиуме и в глянцевых журналах 90-х монополия принадлежала беспрецендентно красивым женщинам – роскошным, спортивным суперженщинам с длинными густыми волосами, идеальными чертами лица, неправдоподобно длинными ногами и завидным бюстом Наоми Кэмпбелл, Линде Евангелисте, Синди Кроуфорд, К ристи Тарлингтон и другим. Кейт Мосс же в то время была угловатым подростком, комплексующим поповоду своей худобы и плоской груди. Более того – ее рост был слишком мал для модели. Каких-то 168-170 см против 180 см Клаудии Шиффер!

Однако в 1988 году ее заметил редактор журнала The Face, который пригласил юную Мосс сняться в фотосессии. Ник Логан увидел в девушке особую красоту – несовершенную, странную, мальчишескую, но все-таки притягательную. И чутье не подвело Логана: фотосессия вышла настолько удачной, что лицо Кейт Мосс даже попало на обложку, где ее увидел культовый фэшн-фотограф Марио Сорренти. В последствии он сделает самые известные фотографии Мосс, а пока что Сорренти знакомит Кейт с Кальвином Кляйном. Тот увидел в ней больше, чем необычный типаж:

Не спортивная суперженщина, а нечто более чувственное, хрупкое. Она похожа на женщину и ребенка одновременно. Именно такой тип сексуальности завораживает,

 – говорил дизайнер.

Революция в моде и понимании традиционных стандартов красоты произошла в 1993 году, когда Кейт Мосс впервые снялась для рекламной кампании Calvin Klein. Многие не могли понять: как эта заурядная девушка оказалась в самом сердце манившей роскошью красивой жизни и иллюзией богатства модной индустрии? В то время, как первые красавицы старшей школы мечтали о карьере модели, угловатая, худенькая и маленькая Кейт Мосс стала открытием года и первым вызовом, брошенным до того непоколебимым и консервативным стандартом красоты, согласно которым «идеальная женщина» должна была обладать четко определенными параметрами, неким условным «размером груди», высоким ростом и в целом поддерживать характерный «роскошный» образ, приблизится к которому обычным женщинам не представлялось возможным. Впервые после эпохи «Тела» Эль Макферсон красивой была признана женщина иного типажа.

Впрочем, ровно благодаря этим же качествам мы обязаны Кейт и новым витком объективации женского тела и ужесточения требований, которые общество предъявляло по отношению к « идеальной женщине ». Свежая идея андрогинности, прелестной угловатости, острых полудетских коленок и растерянного взгляда обернулась «героиновым шиком».

 НЕБРЕЖНЫЙ СТИЛЬ

Мосс выросла в одном из рабочих пригородов Лондона и привыкла одеваться на блошиных рынках и секонд-хендах. Кейт стала супермоделью и одной из первых звезд первого эшелона, кто открыто смешивал в одном образе люксовые вещи и тряпки с барахолки, масс-маркет и винтаж.

И Кейт Мосс удавалось это лучше всего – она стала символом эстетики гранжа 90-х, соединившем в себе дух хиппи, свободы, отрицание буржуазных правил приличия и декоративной красивости. Коктейльное или вечернее платье с кожаной косухой, джинсы с каблуками, кроссовки с платьями и юбками, безразмерные свитеры и джинсы бойфренда, вечная сигареты в тонких пальцах и не слишком избалованные расческой волосы – небрежный образ Кейт Мосс стал культовым.

НАСТОЯЩЕЕ ТЕЛО

В 2009 году с Кейт Мосс случилось невероятное: она поправилась. Журналисты наперебой гадали, не беременна ли Кейт?

Я не беременна, я просто стала женщиной. Я не могу больше это слушать, даже мои друзья уже звонят и спрашивают: «Ты беременна?». На самом деле я изменилась – набрала пару фунтов в правильных местах,

– поспешила развеять слухи Мосс в интервью журналу New York Magazine.

После того, как сама же и ввела моду на выраженные скулы и худые ноги, Кейт одной из первых занялась разрушением мифа о вечно худой супермодели и снялась в фотосессии для того же New York Magazine, продемонстрировав новые формы – к слову, абсолютно среднестатистические. И последнее, но самое важное: все снимки были опубликованы без ретуши, но мир оказался готов к такому шагу только в 2015 году, когда марка &Other Stories отказались от ретуши снимков моделей в нижнем белье, а Кейт Мосс нова снялась в фотосесии без фотошопа.