Конец года ознаменовался историческим событием: январский номер американского журнала National Geographic вышел с фотографией ребенка-трансгендера на обложке. Рассказываем, что это означает для нас в будущем (речь о трансгендерной революции, конечно).
С пяти лет Эйвери Джексон, которого выбрали лицом новой обложки National Geographic, считает себя девочкой. Сейчас ему – или, вернее, ей – 9 лет, и родители полностью поддерживают ребенка, считая, что лучше будут растить счастливого мальчика, который станет девочкой, чем мертвого. В 2014-м американские ученые в ходе исследований, результат которых опубликован на ресурсе online.liebertpub.com, пришли к выводу, что трансгендеры более склонны к суициду, чем шизофреники и пациенты, страдающие от депрессии.
ЭЙВЕРИ ДЖЕКСОН НА ОБЛОЖКЕ NATIONAL GEOGRAPHIC ЯНВАРЬ 2017
Исследование проводилось под началом Джона Блосниха и базировалось на данных Вооруженных сил США – а это, если верить массовой культуре, главный оплот «белого сексизма» в мире (наверняка каждый может вспомнить хотя бы один образ подстриженного «ежиком» полковника из американских фильмов, который называет всех «сынками» и заставляет отжиматься; примерно такой «полковник», только латентный гомосексуалист, страдающий от своей настоящей сексуальной ориентации и вымещающий внутреннюю агрессию на жене и сыне, показан в картине «Красота по-американски»). Ну так вот, согласно исследованию, ветераны армии США, имевшие диагноз «трансгендер», чаще пытались покончить с собой, чем страдающие от психических расстройств, что Блосних объясняет сложностями социальной адаптации в результате постоянного психологического давления со стороны общества – сослуживцев, руководства, близких и т.д.
КАДР ИЗ Х/Ф "КРАСОТА ПО-АМЕРИКАНСКИ"
Примерно такая же картина вырисовывается в положении детей ЛГБТ: в школе и дома от них требуют соответствия гендерным стандартам поведения, к которым они не чувствует ни малейшей склонности. Особенно подвержены суициду ЛГБТ-подростки – то есть дети, начинающие осознавать свою гомо-, бисексуальность, трансгендерность или другие сложности с гендерной идентификацией (или несколько пунктов одновременно). Их положение усугубляется непониманием взрослыми и социумом причин явления и последствий «перевоспитывания», скудностью доступной информации, бушующим гормональным фоном и гомофобией – традиционным феноменом на постсоветском пространстве. Один из ярких примеров в наших реалиях – российская группа vkontakte Дети-404, основанная журналисткой и ЛГБТ-активисткой Еленой Климовой для помощи детям и подросткам, переживающим трудности сексуального и гендерного становления. К сожалению, правительство РФ обвинило Елену в пропаганде гомосексуальности. В общем, трансгендеры и ЛГБТ – это не где-то там, «у них», это вполне объективная реальность, которая до сих продолжается замалчивается.
ГЕРОИ ЯНВАРСКОГО ВЫПУСКА NATIONAL GEOGRAPHIC
Вот этой реальности и посвящен выпуск National Geographic. Журналисты издания побывали в восьми странах и выслушали истории 80 детей в возрасте до 10 лет, испытывающих трудности с гендерной идентификацией. В этом номере редакция также поднимает вопрос понимания трансгендеров в обществе, рассматривает гендер с точки зрения науки и истории и приводит современные исследования на тему психологии гендера.
National Geographic уже почти 130 лет, и мы занимались разными культурными, общественными и социальными вопросами все эти годы. В новом номере мы хотели посмотреть, как гендерные роли воспринимаются во всем мире. У нас нет понимания того, что это все реальные люди и проблемы, с которыми мы сталкиваемся каждый день в классах и на рабочих местах в отношении пола – это все вокруг нас,
– говорит Сьюзан Голдберг, редакционный директор National Geographic Partners и главный редактор журнала National Geographic NBC Out.
ЭДДИ РЕДМЕЙН В РОЛЛИ ПЕРВОЙ ТРАНСГЕНДЕРНОЙ ЖЕНЩИНЫ В "ДЕВУШКЕ ИЗ ДАНИИ"
Трансгендерностью называют несовпадение гендера (т.е. социального пола) и пола биологического, который в анкетах обозначается словом sex. Гендер, или социальный пол, определяет поведение человека не с точки зрения биологических и природных данных, свойственных мужчинам или женщинам, а с точки зрения общества на то, как должен себя вести «настоящий мужчина» или «настоящая женщина». Более того, гендер не всегда имеет привязку к сексуальной ориентации, поэтому трансгендеры могут быть как гомо- или бисексуальными, так и гетеросексуальными, что определяется исходя из гендерной самоидентификации человека. Например, если биологический мужчина чувствует себя женщиной (определяет свой гендер как женский), но испытывает сексуальное влечение к людям своего биологического (не социального) пола, т.е. мужчинам – он будет обладателем гетеросексуальной ориентации.
С этой точки зрения новый номер National Geographic, который можно купить уже в декабре 2016-го, особенно интересен. Учитывая, что Институт цвета Pantone объявил главными цветами 2016 года розовый и голубой – так называемые «Розовый кварц» и «Безмятежность». Выбор цветов объяснила исполнительный директор Pantone Лиатрис Айсман:
В основе двоколора розового и голубого замешана еще и философия гендерного размытия и толерантного отношения к ЛГБТ сообществу.
Ни много ни мало. Тут же хочется вспомнить и об одной из самых скандальных кинокартин 2016 года – экранизации биографии первой в истории человечества транссексуальной женщины, сделавшей операцию по смене пола – « Девушка из Дании » (о разнице между трансвеститами, трансгендерами и транссексуалами можно почитать тут). Пусть фильм не взял главный «Оскар», но для ЛГБТ-людей и общества в целом он стал тем, чем когда-то была « Горбатая гора » – эпохальным водоразделом, выведшим на большой экран то, о чем еще недавно было не принято говорить серьезно. Если до 2005-го года геям в киноиндустрии отводились роли забавных подружек главных героинь («Секс в большом городе», например), а переодетые в женщин мужчины смешили публику в барах и кабаре-шоу (отец Чендлера в «Друзьях»), то теперь и те, и другие оказались полноценно принятыми массовой культурой. Мы с удивлением узнали, что гомосексуальность, трансгендерность или транссексуальность – это не только не фарс, но при адекватном отношении общества и не трагедия вовсе, а разновидность нормы. Значение «Девушки из Дании» еще и в том, что картина показала: трансгендерность – не новое веяние моды, не результат всемирного заговора, ЛГБТ-пропаганды, упадка морали и т.д., а часть человеческой идентификации. Известный российский психолог, психотерапевт и сексолог Дмитрий Исаев, консультант проекта «Дети-404», считает трансгендерность такой же нормой, как и гомосексуальность:
Трансгендеры существовали во все времена. Но в далеком прошлом считалось, что они одержимы бесами или просто безумны. В Средние века их сжигали на кострах, в новой истории прятали в психиатрических лечебницах. Теперь мир признал их право на существование и готов предоставить слово (из интервью allure.ru, 20 мая 2016 года).
Конечно, почву для этого принятия подготовили другие события. В 2014-м Андреа Пежич сделала операцию по смене пола и стала первой трансгендерной моделью, подписавшей контракт с известным брендом (Make Up For Ever). По словам Пежича, он всегда думал о себе как о гее, но позже осознал, что он «просто другой». К слову, Пежич – первая трансгендерная модель, чью историю рассказал американский Vogue.
GUCCI FALL 2015/16
В 2015-м тогда еще новый креативный директор Gucci Алессандро Микеле бросил вызов «новой женственности», создав « новую мужественность » и одинаковые прозрачные блузы с бантом для мужчин и женщин, в Амстердаме мужчины надели мини-юбки, а в США открыли первое агентство для трансгендерных моделей Apple Model Management.
Затем отчим Ким Кардашьян и бывший Олимпийский чемпион Брюс Дженнер завершил череду многолетних пластических операций и предстал в образе женщины Кейтлин Дженнер – первой трансгендерной женщины на обложке Vanity Fair. Этим летом теперь уже женщина Кейтлин Дженнер снялась в рекламной кампании H&M For Every Victory, приуроченной к Олимпиаде в Рио-де-Жанейро, и рассказала о трудностях свой главной победы – окончательной смене биологического пола, а принц Уильям стал первым монархом, появившимся на обложке гей-журнала.
ОБЛОЖКИ HARPER`S BAZAAR С ТРАНСГЕНДЕРНЫМИ МОДЕЛЯМИ ФИЛИППИНКОЙ ДЖИНОЙ РОСЕРО И ПЕРВОЙ ТЕМНОКОЖЕЙ ТРАНСГЕНДЕРНОЙ МОДЕЛЬЮ ТРЕЙСИ АФРИКОЙ НОРМАН
В сентябре уходящего года Harper`s Bazaar, посвященный разнообразию культур, вышел сразу с девятью обложками, героинями которых стали в том числе и трансгендерные модели. Среди них была Трейси Африка Норман – первая темнокожая трансгендерная моделью 70-х. И уже через несколько месяцев, в декабре 2016-го вышла первая в мире рекламная кампания с трансгендерной плюс-сайз-моделью Шей Нири, снявшейся для нью-йоркской марки минималистистичной одежды больших размеров Coverstory.
ТРАНСГЕНДЕРНАЯ ПЛЮС-САЙЗ-МОДЕЛЬ ШЕЙ НИРИ
Трансгендеры выходят из тени. С каждым годом завеса тайны приподнимается все выше – и счет идет уже не на годы, а на месяцы. Сегодня, накануне Нового 2017-го года, очевидно, что гендерная и трансгендерная революция произойдут не благодаря пропаганде гомосексуальности и трансгендерности (напомним про статистические данные о сексуальной ориентации: около 10% населения во все время времена и во всех странах являются геями и лесбиянками), а благодаря поступательному развитию общества. Целью гендерной революции можно назвать свободу – сексуальной и гендерной идентификации, а также признание, что существуют не два пола, как принято считать в традиционных обществах, а как минимум три. Вот что по этому поводу говорит Пежич:
Иногда я чувствую себя женственным, иногда более мужественным. Не смотря на то, что люди видят во мне больше женского, я чувствую в себе два пола.
Как минимум, так как выделяют еще агендерность – отсутствие гендерной идентичности, и разные подвиды гендерно-некомформных состояний. Кроме того, некоторые люди отказываются относить себя к какому-либо гендеру, оставляя за собой право быть по своему желанию то мужчиной, то женщиной, то апеллировать к своим женственным и мужественным сторонам одновременно, оставаясь «третьим полом». Тем временем, в Индии трансгендеров официально признали третьим полом еще в 2014 году, а в Непале в 2015-м выдали первый паспорт трансгендера. Так что у 2017-го есть все шансы войти в историю как «Год Великой (транс)гендерной революции».